+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт налоговой проверки

Содержание

Анализ и образец акта выездной налоговой проверки

Акт налоговой проверки

Акт составляется в течении 2-х месяцев после проведения выездной проверки. Это итоговый документ, в котором налоговая инспекция:

  • излагает факты, которые стали ей известны в результате проверки;
  • указывает, какие нарушения налогового законодательства она выявила;
  • и, самое главное, какую сумму инспекция требует доплатить.

Формально, акт составляется в любом случае — и если инспектора выявили нарушения и если они их не выявили. Напомним, что 99,2% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями, так что будем исходить из худшего — что нарушения найдены. Тем более, в статье про предпроверочный анализ мы писали, что инспекция выходит на выездную проверку, уже почти всё зная.

Остановимся на содержании акта выездной проверки подробнее.

Чем регламентировано содержание акта?

Есть два основных документа, в которых указывается, что и как пишется в акте налоговой проверки:

  • Налоговый кодекс (ст.100);
  • Приложение № 24 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года №ММВ-7-2/189@. Приложение называется «Требования к составлению акта налоговой проверки».

Бланк самого акта — это предыдущее приложение к тому же самому приказу, то есть приложение № 23. Бланк акта — это всего 5 страниц в Ворде. 

Акт налоговой проверки поделён на три части:

  • вводную;
  • описательную;
  • итоговую.

Мы дополним этот список, указав, что к акту прикладываются приложения, которые подтверждают выводы инспекции, сделанные в акте.

Пройдёмся подробнее по содержанию акта.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки (пп 1-1.6)

Здесь всё достаточно просто. В описательной части указываются:

  • Номер акта;
  • Дата составления акта;
  • Полное и сокращённое наименование организации, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка;
  • Основание для проверки (решение руководителя или его зама о проведении выездной проверки. При этом должно быть указано, какую налоговую инспекцию возглавляет лицо, вынесшее решение о проверки и реквизиты этого решения);
  • Перечень документов, которые представила компания-налогоплательщик (наименования, реквизиты, другие индивидуализирующие признаки);
  • Уплата каких налогов проверялась;
  • Какие периоды проверялись;
  • Дата начала проверки;
  • Дата окончания проверки;
  • Какие мероприятия были проведены (например, допросы свидетелей, осмотр, выемка, экспертиза и т. д.).

Описательная часть акта выездной проверки (п.2). Какие нарушения допустил налогоплательщик

В описательной части акта указывается, как налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Конечно, если нарушений нет, то это также указывается, но ФНС находит нарушения в 99,2% проверок.

Итак, в описательной части излагаются:

  • вид нарушения законодательства о налогах и сборах и способ совершения этого нарушения, а также налоговый период, в который оно было допущено.

Зачастую доначисления основаны на претензиях проверяющих в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды: от работы с недобросовестными контрагентами или, как их еще называют, фирмами-однодневками, от незаконного дробления бизнеса и т.д.;

  • ссылки на документы, которыми подтверждаются нарушения;
  • ссылки на заключения экспертов, если проводились экспертизы;
  • расчеты, какие суммы налогов компания утаила;
  • квалификация совершенного нарушения.

Итоговая часть (п. 3-3.4). Так сколько взыскать с компании?

Итоговая часть акта выездной проверки подытоживает работу инспекторов, проводивших выездную проверку. Это самая драматичная часть, в которой указывается:

  • состав налогового правонарушения;
  • наименование налога или сбора, который должен быть уплачен;
  • сумма недоимки, а также пени;
  • срок, когда налог или сбор должны были быть уплачены.

Есть тут и данные об инспекторах, которые проводили проверку: их ФИО и должности. А также подписи представителя компании, в отношении которой проводилась проверка, указание приложений, подпись должностного лица налогового органа и т.д.

Приложения к акту выездной проверки

ФНС должна доказать, что изложенные в акте выводы правдивы. Для этого инспектора проводят расчеты расхождений между заявленным налогом и суммой налога, которую налогоплательщик должен был заплатить по мнению инспекции, расчеты пени и т.д. Эти документы оформляются приложением к акту.

Могут быть и другие приложения, например:

  • протокол допросов свидетелей;
  • копии документов, которые доказывают нарушения, например, экспертизы;
  • письменные ответы контрагентов налогоплательщика, банков и т.д.

Сроки составления акта выездной налоговой проверки

Налогоплательщик получает акт или его копию не сразу после окончания проверки.

По окончании выездной проверки составляется не акт, а справка. Это одностраничный документ, который фиксирует окончание мероприятий налогового контроля. Справкой налоговая инспекция говорит «мы закончили с проверкой, мы уходим писать акт».

После составления справки налоговая инспекция уходит на 2 месяца для анализа собранной информации и выводов из неё. Результатом этой работы и является акт.

Таким образом, налогоплательщик получает акт не сразу после окончания выездной проверки, а через 2 месяца.

Несколько фактов об акте, которые вы должны знать

  1. Акт составляется после окончания выездной (камеральной) проверки.
  2. Акт (копия) должен быть вручен под расписку или иным способом.

    Суды пришли к выводу, что основным способом вручения является вручение под расписку, а иным способом копию акта можно вручать, если представитель проверяемого лица уклоняется от получения акта.

  3. Инспекция не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в акт проверки, но по согласованию с проверяемым налогоплательщиком она может это сделать. Как правило, исправляются технические ошибки и расчеты.

Выводы

Акт налоговой проверки – это документ, в котором инспекция отражает всю важную информацию, найденную во время проверки.

Акт составляется в любом случае — и при нахождении нарушений и при их отсутствии.

Налогоплательщик получает акт не сразу после проверки, а через 2 месяца после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Основной способ вручения акта — под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, он может быть направлен по почте.

В акт могут быть внесены изменения, но только по согласованию с налогоплательщиком.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать новости о налогах. Без спама! Одно или, максимум, два письма в неделю по теме налоговой безопасности.

Источник: https://nalog-advocat.ru/akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Акт выездной налоговой проверки

Акт налоговой проверки

Осуществление выездных проверок и составление законного акта является одной из задач Федеральной налоговой службы. Периодическое выполнение назначается на предприятиях, в крупных и небольших организациях, а также ее проведение предусмотрено для индивидуальных предпринимателей.

Назначение осуществляется при создании конкретных условий, когда необходимо определить, были ли какие-либо несоблюдения правил законодательства при уплате различных финансовых сборов.

Решение выездной налоговой проверки вносится в особый документ, в котором тщательно описываются все выявленные нарушения.

Как и в составлении любой другой документации, для нее существуют четко обозначенные правила, согласно которым и происходит формирование подобных пояснений. Акт налоговой проверки применяется для оповещения соответствующих органов. Такого документа обычно бывает достаточно для того, чтобы осветить все проблемные вопросы, требующие решения.

Если в ходе проверок обнаруживаются какие-либо нарушения, которые впоследствии занесли в акт, то проверяемая организация имеет право подать в суд на нарушителя. Стоит отметить, что судебная практика очень неоднозначна в вопросе разрешения дел проверкой. На решение суда влияет множество факторов, в их числе и сам акт.

Чтобы избежать проблем с законодательством, стоит знать о возможных недочетах, возникающих на предприятии во время проверок, а также что такое правовое регулирование и какова его цель, какие нарушения должны быть обязательно записаны в акт.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Проверка выездного типа является одной из функций ИФНС. Для ее проведения, на предприятие отправляются представители налоговых учреждений для составления документа. Они могут назначаться как в случае обнаружения мелких, так и крупных нарушений закона.

К примеру, налоговая служба может заметить, что за период некоторых отчетных периодов организации регистрируется убыток, сдается нулевая отчетность. Назначается экспертиза проверки, в ходе которой определяется наличие или отсутствие нарушения закона, а в конце составляется акт.

В предписаниях документа тщательно перечисляются все выявленные нарушения, которые обнаружились, касающиеся контроля бухгалтерского учета. Также акт содержит в себе перечисление всех возможных путей исправления найденных ошибок.

Составленный акт является полноправным юридическим документом и может использоваться в качестве аргумента в ходе судебного разбирательства.

Рекомендации, указанные по акту, являются обязательными к исполнению.

Если же на предприятии отнесутся к этому халатно, и не станут внедрять в жизнь все советы, которые предписала Налоговая, то появляется реальная угроза административной, и даже уголовной ответственности.

Именно поэтому акт требует внимательного отношения в каждом налоговом пункте, особенно в сроках исполнения документа и рекомендаций по окончании.

Основные пункты:

      Основные поля заполнения акта
  1. наименование;
  2. порядковый номер;
  3. дату составления;
  4. список лиц, проводящих экспертизу;
  5. дата начала и окончания экспертизы;
  6. указываются лица, проводящие проверку и ответственные за дату экспертизы по проверке;
  7. объект, который будет подвергаться исследованию
  8. список всех выявленных нарушений;
  9. рекомендации для исправления нарушений;
  10. вывод по результатам налоговой.

В нижней части документа всегда указывается информация о специалистах, которые занимаются проведением экспертизы. Ставится подпись с расшифровкой, и акт передается руководству. Лицо, руководящее организацией, обязательно должно проверить, правильно ли составлен документ. Если в ходе документ составлен неправильно, с нарушением формата и законодательных форм, то его могут признать недействительным. Причем, решение о недействительности документа, может приниматься путем судебного разбирательства.

Основные правила проведения экспертизы

Чаще всего, группа принимающее решение налоговой направляется для экспертизы сразу нескольких налогоплательщиков, а предметом анализа является прибыль и налоговое обложение организации.

При проведении специалисты часто обращаются к недавним поправкам в налоговое законодательство, так как именно там чаще всего выявляются нарушения документа.

Бывают случаи, когда экспертиза может быть прервана. Подобные ситуации в проверке возникают при случае путаницы с документами, или, например, если требуется дополнительные данные о заграничных партнерах. В таком случае, требуется перевод документа и пр.

Все, каждое действие и действия значимых лиц, отражаются в документе, который выглядит следущим образом.

АКТ N __________

НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ (ВЫЕЗДНОЙ проверки )

(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического  лица, ИНН)

(место составления)                                   (дата)

Нами (мною), (должности, Ф.И.О.

сотрудников с указанием руководителя проверяющей группы (бригады), наименование органа, который они представляют, и сотрудников органа внутренних дел) на основании решение руководителя (заместителя руководителя) (наименование органа)_____________ от __________ N ________ с изменениями (дополнениями), внесенное решение руководителя (заместителя руководителя) (наименование органа)________ от __________ N _______ проведены проверки (повторные)   (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физическоголица, ИНН) по  вопросам  правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов:  (указывается перечень проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки “по всем налогам и сборам”) за период с _________________ по ___________________.

Проверка   проведена   в  соответствии  с  Налоговым  кодексом Российской  Федерации,иным  актом законодательства о налогах и сборах.

1. Общие положения

1.1. Место проведения проверки (территория проверяемого лица) (дата) (дата)

На основании решение руководителя (заместителя руководителя)  (наименование налогового органа)_________ от _______________ N _________    (Ф.И.О.)  (дата) выездная проверка   (повторная   проверка)      была приостановлена с ______ (дата)

На основании решение руководителя (заместителя руководителя) (наименование принимающего решение налогового органа)________ от _____________ N ____________ выездная проверка (повторные) была возобновлена с ______(дата).

На основании решение руководителя (заместителя руководителя) (наименование органа для осущесьвления проверок)___ от __________ N _________ срок проведения выездной (повторной проверки) проверки был продлен на (срок продления выездной налоговой проверки).

1.3. Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер, либо лица,   исполняющие   их   обязанности)   организации   (филиала, представительства,    иного   обособленного подразделения)   в периоде проверки являлись:

       (наименование должности)                 (Ф.И.О.)

       (наименование должности)                 (Ф.И.О.)

1.4. Место нахождения организации (филиала, представительства, иного обособленного подразделения)   или   место   жительства физического лица:

Место осуществления деятельности (указывается в случае осуществления организацией (филиалом, представительством, иным обособленным подразделением) (индивидуальным предпринимателем) своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (филиала, представительства, иного обособленного подразделения) (месту жительства индивидуального предпринимателя))

1.5. (полное наименование организации или Ф.И.О.

индивидуального предпринимателя)имеет лицензию N __________________ от _________________, выданную (наименование органа, выдавшего лицензию) на осуществление (указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а также сроки начала и окончания действия лицензии)

1.6.  Фактически  за  проверяемый  период организация (филиал, представительство) (индивидуальный предприниматель) осуществляла: (указываются виды деятельности)

Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством: (не указывается при отсутствии таких видов деятельности)

Виды деятельности без наличия необходимой лицензии:

(не указывается при отсутствии таких видов деятельности)

1.7.   Настоящая   выездная проверка   (повторная  выездная проверка)   проверка проведена (сплошным, выборочным)методом  проверки представленных документов: (указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов)

1.8.  В  ходе настоящей выездной проверки проведены следующие мероприятия контроля: (указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки)

2. Настоящей проверкой установлено следующее: (приводятся документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах или указание на отсутствие таких фактов)

3. Выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата) (наименование налога (сбора))_____  в сумме ___________ руб.;   в том числе:

за (налоговый (отчетный) период) в сумме _________ руб.

за (налоговый (отчетный) период) в сумме _________ руб.

3.1.2.  Итого  неуплата  (неполная  уплата)  налогов  (сборов) установлена в сумме ____________ руб.;

3.1.3.   Удержан  налоговым  агентом,  но  не  перечислен  (не полностью перечислен) налог (наименование налога)

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.1.4.  Неудержание  и  неперечисление налоговым агентом суммы налога (наименование налога) в размере __________ руб., в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.;

за (налоговый период) в сумме _________ руб.;          

3.1.5. Завышение убытков, исчисленных налогоплательщиком:  по данным налогового учета при исчислении налоговой   базы   по налогу на прибыль в сумме _________ руб., в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.;        

за (налоговый период) в сумме _________ руб.;

– при применении специального налогового режима (указать применяемый специальный налоговый режим)  в сумме _________ руб., в том числе:

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;        

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;

3.1.6.    Завышение    налога    на   добавленную   стоимость, предъявленного  к возмещению из бюджета, в сумме _________ руб., в том числе:

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;       

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;

3.1.7. Исчисление в завышенных размерах сумм налогов (сборов):

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.;

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.;

3.1.8. (приводятся сведения о других установленных в процессе проверки фактах нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельствах)

3.2.1. Взыскать с (сокращенное наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица)

а)   суммы     неуплаченных     (не    полностью   уплаченных) (неперечисленных  (неполностью  перечисленных)) налогов (сборов) в размере ___________ руб., в том числе:(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.;

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.;

б)    пени    за    несвоевременную    уплату   или   неуплату (несвоевременное   перечисление   или   неперечисление)   налогов (сборов);

3.2.2.  Удержать  и  перечислить в бюджет сумму не удержанного налога  (наименование налога)________ в сумме _____________ руб.;

3.2.3. Уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком:

–  по данным налогового учета при исчислении налоговой   базы   по налогу на прибыль:

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;        

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;       

– при применении специального налогового режима (указать применяемый специальный налоговый режим)

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;        

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;       

3.2.4.  Уменьшить  предъявленный  к  возмещению  из  бюджета в  завышенных  размерах   налог   на   добавленную    стоимость в сумме ______ руб., в том числе:

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;       

    за (налоговый период) в сумме _________ руб.;       

3.2.5.    Внести    необходимые    исправления   в   документы бухгалтерского и налогового учета;

3.2.6. (приводятся другие предложения лиц проверки по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах)

3.2.7. Привлечь (сокращенное наименование организации, или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица) к налоговой ответственности, предусмотренной:

а) пунктом ____________ статьи ____________ Налогового кодекса Российской Федерации за (указывается состав налогового правонарушения, выявленный при проверке)

б) ___________________________________________________________

Приложения: на _______ листах.

Смотрите так же:

Источник: http://lawtax.ru/akt-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Акт выездной налоговой проверки: подборка вопросов

Акт налоговой проверки

Время прочтения:

Последняя стадия налоговой проверки — оформление ее результатов в документальном виде.

Выездной фискальный контроль считается завершенным в день, когда по его итогам налоговики составляют справку. Эта справка вручается плательщику налога. Далее на ее основе инспекторы обязаны подготовить акт о нарушениях, если таковые им удалось обнаружить в ходе выездной ревизии.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Фискалы должны подготовить акт выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев, после того как составят справку. Такой срок предусмотрен п. 1 ст. 100 НК. Отсчет указанного периода начинается со следующего дня после той даты, когда налоговики оформили справку по итогам контроля.

Конец 2-месячного срока выпадает на день, датированный тем же числом, когда была подготовлена фискальная справка.

Пример: налоговики закончили проверку 31 мая 2018 г. Следовательно, акт должен быть составлен в срок с 1 июня по 31 июля 2018 г. включительно.

Если окончание периода выпадает на месяц, который не имеет соответствующего числа, то он истекает в последний день месяца. В тех случаях, когда конец срока, в течение которого должен быть оформлен акт выездной налоговой проверки, приходится на праздничные или выходные дни, то датой завершения 2 месяцев будет считаться первый, следующими за ними, рабочий день.

Когда оформляется акт выездной налоговой проверки?

Если фискалы провели ревизионные мероприятия на вашем предприятии, то ими в обязательном порядке оформляется акт, независимо от итогов. Этот пункт касается всех видов выездных процедур.

В случае неправильного исчисления или уплаты налогов либо несоблюдения других требований закона с вашей стороны, в акте выездной налоговой проверки перечисляются все незаконные действия, допущенные хозяйствующим субъектом, и указания на аннулирование их негативных последствий и приведение дел в порядок.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки?

Свод необходимых требований, в соответствии с которыми проходит оформление акта выездной налоговой проверки, содержится в ст. 100 НК РФ. В окончательном варианте этот документ обязан содержать 3 части: вводную, описательную и заключительную.

В первой (вводной) части перечисляется следующее:

  • День подготовки, под которым подразумевается дата подписания документа инспекторами, проводившими проверку.
  • Наименование и местонахождение плательщика налога, подвергнутого ревизии;
  • Реквизиты фискального решения о производстве проверочных мероприятий.
  • Перечень документации, представленной плательщиком налога, на обозрение и изучение специалистам.
  • Список налога (налогов) и других платежей в казну, которые проверялись при выезде, и исследуемых периодов.
  • Даты, в которые были начаты и закончены ревизионные действия.
  • Перечень контрольных мероприятий, проведенных на объекте.

Во второй (описательной) части указывается следующее:

  • При отсутствии недостатков в вашей работе делается соответствующая отметка об этом.
  • При наличии нарушений инспекторы полностью излагают их в документе и приводят в подтверждение своих выводов веские факты и доказательства.

Если есть какие-то обстоятельства, которые смягчают (отягощают) вашу вину, то о них тоже упоминается в акте.

Третья (заключительная) часть включает в себя:

  • Выводы инспекторов о том, что ваши действия нарушают те или иные конкретные статьи НК РФ.
  • Предложения и рекомендации по ликвидации недостатков в документации и работе.
  • Сведения о налоговиках, непосредственно участвовавших в ревизии.

Акт оформляется в бумажном или электронном виде, без ошибок, подчисток и исправлений. В первом варианте все приложения к акту выездной налоговой проверки подлежат нумерации и прошивке.

Что нужно учесть при получении акта проверки?

После оформления результатов налоговой проверки в виде акта инспекторы обязаны вручить его копию проверяемому лицу (п/п. 9 п. 1 ст. 21 НК). На эту процедуру по закону дается 5 дней, отсчет которых ведется с даты составления документа.

Ознакомление плательщика налога с актом следует организовать под расписку. Личное вручение — это основной способ реализации вышеуказанной нормы НК. Если такое невозможно устроить (субъект всеми силами избегает встречи с инспекторами, дает ложные адреса, контакты и т. д.), то ставится соответствующая отметка в акте об этом.

Другой альтернативный способ ознакомления проверяемого лица с документом — заказная почтовая связь. Если используется этот канал доставки корреспонденции, свидетельством ознакомления налогоплательщика с актом считается соответствующий почтовый квиток.

Фискалы обязаны, помимо копии акта, вручить вам и все материалы к нему, которые содержат доказательства обнаруженных недостатков в работе. Это справедливо, поскольку основываясь именно на этих документальных притязаниях вы будете готовить письменные возражения к акту.

Если свою обязанность налоговики не выполнили и налогоплательщик не смог всесторонне ознакомиться с предъявленными в его адрес претензиями, и, соответственно, полноценно подготовиться к отстаиванию своих интересов при рассмотрении дела, то это считается существенным нарушением его прав. Сей факт служит веской причиной для отмены налоговых решений.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения?

На практике распространенными основаниями отмены решений по результатам выездной налоговой проверки являются следующие факты:

  • Указание неправильных ссылок на документы. Часто инспекторы второпях делают элементарные ошибки и акт выездной налоговой проверки составляется с нарушениями, которые приводят к отмене решений. Известны случаи, когда фискалы выявляли, что отдельные счет-фактуры содержат неточности и не предоставляли по ним вычеты. Но в самом акте были ссылки не на неверные документы, а на совершенно другие. В таких ситуациях, несмотря, что нарушение со стороны плательщика налога имело место, но оформление результатов выездной налоговой проверки проведено халатно, суды отменяют решения. При этом последние справедливо делают выводы, что неправильные ссылки делают невозможным установление факта налогового нарушения.
  • Отсутствие ссылок на доказательства. Инспекторы, выявив ошибку налогоплательщика, зачастую не указывают на документ, доказывающий факт нарушения. Нередки случаи, когда налоговики указывали в акте наименования предприятий, даты предоставления услуг на безвозмездной основе, и производили доначисление налогов, не упомянув о реквизитах первичной документации (договоров). При таких ошибках суды отменяют решения, говоря о том, что акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен по форме приказа ФНС за № ММВ-7-2/189, где ссылки на доказательную базу являются неотъемлемой частью акта.
  •  Отсутствие указания на проверяемые налоги и периоды. Некоторые специалисты, при оформлении акта забывают прописывать эти обязательные пункты. Суды в таких ситуациях однозначно идут навстречу налогоплательщикам и отменяют решения на всю начисленную сумму сборов. Дело в том, что количество фискальных проверок законом строго ограничено.

Поэтому все контрольные процедуры в отношении хозяйствующих субъектов необходимо подробно и четко прописывать, чтобы не допустить множественности проверок.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Если результат налоговой проверки вас не устраивает и есть веские законные основания противостоять натиску фискалов, то законом дается 1 месяц на то, чтобы подготовить письменные возражения к акту (п. 6 ст. 100 НК). Отсчет срока начинается со следующего дня, после получения документа.

Опровергнуть можно как весь документ в целом, так и его отдельные части. До того, как истечет отведенный срок, решение по вашему делу не будет приниматься.

Если вы составили письменные возражения, подкрепив их серьезными доказательствами, ссылками на статьи законов, свидетельствующими в вашу пользу, позаботьтесь об их своевременной доставке в налоговый орган.

Особенно это важно в том случае, если вы не предполагаете личного участия в рассмотрении дела.

Помните, что отсутствие на момент принятия решения в фискальном органе возражений налогоплательщика не препятствует рассмотрению дела.

Акт налоговой проверки – пример подготовки возражений

Налогоплательщик, при составлении возражений, обязательно указывает ссылки на конкретные нормы НК, писем Минфина и ФНС. Если местный фискальный орган ранее направлял в ваш адрес разъяснения, то следует упомянуть и их в документе.

Если известны налоговые споры, аналогичные вашему, которые благополучно разрешились в суде, то стоит привести их в качестве примера. Ознакомиться подробнее с конкретными делами можно на сайте арбитражных органов. Излагайте доводы последовательно, обстоятельно, лаконично, отдельно по каждому пункту налоговых претензий.

Типовой формы возражений не существует, поэтому рекомендуется включить в них следующее:

  • наименование и местоположение вашего предприятия;
  • день подготовки документа;
  • суть возражений в развернутом виде;
  • выводы фискалов, с которыми вы не согласны;
  • список документации, служащей доказательственной базой;
  • сведения о подписантах.

Возражения составляются в двух экземплярах, один передается в фискальный орган, на втором ставится входящий штамп канцелярии. Если документы направляются почтовой связью, то ваша задача заключается в своевременной доставке корреспонденции адресату.

Источник: персональный блог налогового адвоката Павла Тылика

Источник: https://mag-m.com/biznes/akt-vyiezdnoj-nalogovoj-proverki-podborka-voprosov.html

Акт налоговой проверки

Акт налоговой проверки

РЕФЕРАТ

на тему: «Акт налоговой проверки»

Красноярск 2012 

Акт налоговой проверки

Результаты проведенной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами.

При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет.

Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении такой проверки.

При камеральной налоговой проверке акт составляется, только если в ходе ее проведения выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах. На оформление акта отводится десять рабочих дней с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п. 2 ст. 100 НК РФ). Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись.

Необходимо обратить внимание на то, что факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание. Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.

Итак, оформление результатов выездной налоговой проверки актом, в котором изложены конкретные факты налоговых правонарушений, — обязательное условие дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов. При отсутствии акта налоговой проверки решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности рассматривается как вынесенное без наличия на то законных оснований.

Формы актов выездной и камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее — требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892

При составлении акта проверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, в том числе по количеству и составу приложений к нему, являющихся неотъемлемыми частями акта.

Как правило, акт налоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в нем приложениями.

Однако допускается вручать акт без приложений, которые были сформированы на основе доказательств, полученных в установленном порядке от проверяемого лица.

Дело в том, что в статьях 65 и 66 АПК РФ не предусмотрено раскрытие доказательств перед лицами, у которых соответствующие доказательства (документы) уже имеются.

Приложения к акту выездной налоговой проверки

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться: — ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте «г» пункта 1.8.

2 требований; — материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля; 

— иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14 требований.

Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке.

Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями статьи 21 НК РФ.

КОМУ ВРУЧАЕТСЯ Акт налоговой проверки

Акт налоговой проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом либо его представителем. Это следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.

В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п. 3 ст.

29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации:

— законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН); 
— уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.

Допустим, лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки. Данный факт отражается в акте проверки.

Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган).

Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. Основание — пункт 5 статьи 100 НК РФ.

Фактическое время доставки почтового отправления может превысить установленные законом шесть рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным. Поэтому налогоплательщику целесообразно не уклоняться от получения акта налоговой проверки.

Важный момент: из пункта 5 статьи 100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась проверка, но и его представителю. Однако при направлении акта по почте заказным письмом адресатом почтового отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась проверка.

ПО КАКОМУ АДРЕСУ НАПРАВЛЯЕТСЯ Акт налоговой проверки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ налоговые органы направляют акт выездной или камеральной налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения).

Обычно под местом нахождения понимается адрес организации, приведенный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но нередко место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных городов.

Тем более что различные районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.

Если у налогового органа имеется информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика либо последний сам обратился с просьбой вести с ним переписку по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.

Вместе с тем соблюдение прав лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обеспечивается лишь при наличии у налоговых органов сведений о фактическом месте нахождения организации. Иначе может быть нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.

Ведь у налогоплательщика, не получившего акт налоговой проверки, отсутствует возможность представить объяснения или возражения по акту.

Отметим, что направление акта выездной или камеральной проверки организации только по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ, формально соответствует законодательству о налогах и сборах и является правомерным.

Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась:

— выездная налоговая проверка организации в целом; 
— камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган по месту нахождения организации. Единственное исключение из этого правила касается крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 80 НК РФ они подают налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка указанной налоговой отчетности осуществляется в том числе иными налоговыми органами, например, по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков.

В каких случаях акт налоговой проверки высылается по адресу филиала, представительства или обособленного подразделения организации?

Во-первых, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная выездная налоговая проверка. Во-вторых, когда налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, в том числе не имеющего статуса филиала или представительства, проводил камеральную налоговую проверку налоговых деклараций (расчетов).

Обратите внимание: действующим законодательством не предусмотрено направлять акты налоговых проверок по месту жительства (месту пребывания) законного или уполномоченного представителя налогоплательщика. Поэтому отправка актов проверок по данному адресу не допускается.

Представление объяснений и возражений

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

На это отводится 15 рабочих дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям могут прилагаться документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.

Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять.

Дело в том, что согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств.

Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации — обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.

Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, налоговые органы обязаны обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, при производстве дела в налоговых органах налогоплательщик имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения.

Представление уточненной декларации

Представление в качестве возражений по акту налоговой проверки уточненной декларации законодательством о налогах и сборах прямо не установлено, но и запрета нет.

Единственный случай, когда законом в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих при налоговой проверке, предусмотрено представление уточненной налоговой декларации, упоминается в пункте 3 статьи 88 НК РФ и распространяется только на камеральные налоговые проверки.

При выявлении в результате камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием дать в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления.

Аналогичные действия предпринимаются и при выявлении несоответствия между данными налогоплательщика и информацией, содержащейся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученной им в ходе налогового контроля.

Только в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация по сути является альтернативой пояснениям налогоплательщика.

Источник: http://stud24.ru/tax/akt-nalogovoj-proverki/434678-1632678-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.