+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

История успеха Вернера Сименса (Siemens)

Вернер фон Сименс

История успеха Вернера Сименса (Siemens)

Эрнст Вернер фон Сименс (нем. Werner von Siemens, более точный вариант транскрипции фамилии: Зименс; 13 декабря 1816 года — 6 декабря 1892 года) — известный немецкий инженер, изобретатель, член-корреспондент СПбАН, промышленник, основатель фирмы Siemens, общественный и политический деятель.

Эрнст Вернер фон Сименс (1816—1892)

Молодые годы

Вернер Сименс родился 13 декабря 1816 года в Ленте близ Ганновера. Он был 4 ребёнком из 14 в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги.

Учёба и служба в армии

Вернер фон Сименс в форме офицера артиллерии (1843 г.)

Окончив с отличием гимназию «Катаринеум» в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии.

В письме от 14 декабря 1846 г.

Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

Начало коммерческой деятельности

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske (S&H), занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Мировое признание и великие изобретения

Доклад Сименса об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г.

, когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной.

Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов S&H построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 года Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 году фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег.

Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания.

Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Археоптерикс Archaeopteryx Siemensii, фото 1877 г.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 году фирма Siemens & Halske представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 году начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Первый электрический трамвай в мире, построенный фирмой Siemens & Halske в 1881 году

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине.

И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1882 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1888 г. Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы:

«Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

Источник: https://elektroznatok.ru/info/people/werner-von-siemens

Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

История успеха Вернера Сименса (Siemens)

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Рис. 1. Вернер фон Сименс (1816–1892)

Жизненный путь Вернера Сименса (Werner Siemens) (рис. 1) на первый взгляд не богат событиями [1–3]. Он родился 13 декабря 1816 г. в Германии вблизи Ганновера в семье образованного сельского арендатора, имевшего 14 детей, только 10 из которых дожили до юности. Вернер был старшим среди них, но два его младших брата — Вильгельм (Wilhelm) и Карл (Karl) — также стали знаменитыми.

Получив начальное домашнее образование и окончив гимназию в Любеке, Сименс по настоянию отца поступил в Артиллерийскую академию в Берлине, куда он добрался пешком, пройдя около 200 км. В чине лейтенанта прусской армии (рис.

2) он проходил военную службу в артиллерийских мастерских, а во время датско-прусской войны отличился минированием Кильской гавани с использованием электрических запалов.

Впоследствии интерес к электричеству привел его в научные общества.

Там он и познакомился с мастером Иоганном Гальске (Johann Halske), вместе с которым основал в 1847 г.

телеграфную мастерскую Siemens&Halske, превратившуюся со временем во всемирно известную электротехническую компанию, бессменным руководителем которой он и оставался вплоть до своей кончины.

В то же время Вернер Сименс был одаренной и разносторонней личностью и прославился не только как знаменитый предприниматель и общественный деятель, но и, прежде всего, как выдающийся изобретатель и ученый.

Рис. 2. Вернер Сименс – лейтенант

Изобретатель и ученый

К изобретательству Вернера подтолкнула не только любовь к науке, но и смерть родителей в 1849 г., в результате чего на него легло бремя забот о младших братьях [1–3]. Казалось, изобретения могли стать источником дохода.

И действительно, его первое решение для электрохимического золочения было продано одному английскому предпринимателю за баснословную по тем временам цену в 1500 фунтов. Сименс изобрел его в 1842 г.

, когда проводил химические опыты, находясь в крепости под арестом за участие в дуэли в качестве секунданта, что было тогда для офицеров обычным делом. Однако другие изобретения, в том числе регулятор паровой машины, пресс для печати, использование искры для измерения скорости полета снаряда, не были столь финансово успешными.

И тогда Сименс понял, что в условиях нарождающейся немецкой промышленности надежный фундамент для занятия наукой можно создать, только организовав производство. Он решил попробовать заменить действовавший в ту пору оптический телеграф электрическим.

Наиболее известным тогда был телеграф Павла Львовича Шиллинга (1832 г.), улучшенный в 1837 г. английским физиком Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1847 г. Сименс создал свой вариант (рис.

3) с двумя проводами между идентичными передающим и приемным аппаратами [1, 4]. При включении аппаратов их стрелки (1) начинали синхронно перемещаться по буквенному циферблату (2) с помощью специального электромагнита с прерывателем, подобным электрическому звонку.

При нажатии на кнопку (3) цепь электромагнита разрывалась и стрелки обоих аппаратов останавливались на требуемой букве. Гальванометр (4) служил для контроля. Этот аппарат был модернизирован в 1856 г. путем замены гальванического элемента встроенным генератором [5].

Позднее стали использоваться телеграфные аппараты Морзе, усовершенствованные Сименсом.

Рис. 3. Стрелочный телеграф Сименса

Другими его важнейшими изобретениями в телеграфии были: технология и оборудование для защиты проводов гуттаперчей, а также свинцовой и стальной оболочками (бронированный кабель), фарфоровый изолятор для воздушных линий, способы контроля кабелей, методы прокладки морских кабелей и нахождения неисправностей линий, а также автоматическая дальняя передача с использованием перфоленты и поляризованного реле в качестве ретранслятора. В первой воздушной телеграфной линии Морзе (1844 г.) в качестве изоляторов были, как известно, горлышки от бутылок. Однако для дальних линий, особенно в суровых условиях России, Сименс разработал специальную конструкцию (рис. 4), имевшую укрепленный на столбе металлический кожух (1) с фарфоровым изолятором (2) и крюком (3), на который подвешивался провод (4). Важной частью изолятора была юбка снизу, которая внутри оставалась сухой в любую погоду, что и обеспечивало малый ток утечки.

Рис. 4. Изолятор Сименса

Опыты Сименса привлекли внимание начальника прусского телеграфа, в результате чего он был назначен в комиссию Генштаба по устроению электрического телеграфа.

Это способствовало получению мастерской Siemens&Halske государственного подряда на первую в Европе телеграфную линию Берлин — Франкфурт длиной 546 км. Впечатляющий успех этого предприятия привел к созданию общегерманской телеграфной сети, а Сименсу было предложено занять пост ее начальника.

Однако он от этого предложения отказался и в том же году оставил военную службу для выполнения массовых заказов на телеграфные линии.

Для наземных линий, укладываемых в железнодорожную насыпь, Сименс предлагал использовать бронированный кабель, опасаясь повреждений грызунами и железнодорожными ремонтниками. Однако ввиду экономии правительство ограничилось гуттаперчевой изоляцией, что привело к массовым отказам линий, в которых была обвинена компания Siemens&Halske. C 1851 г.

она надолго потеряла госзаказы и вынуждена была осваивать другую разработанную Сименсом продукцию: медицинские приборы, счетчики воды и приборы железнодорожной сигнализации. Стремясь избежать краха, Сименс в 1852 г. направляется в Санкт-Петербург, где и добивается крупных заказов на строительство телеграфных линий в России, включая линию на Севастополь (1855 г.

) в связи с Крымской войной.

Особую славу компании принесла самая протяженная прямая линия Лондон — Калькутта в 11 тыс. км (1870 г.).

Благодаря автоматической передаче была достигнута невиданная скорость прохождения телеграммы — всего за час вместо обычной недели через местные линии, где ручная ретрансляция была причиной полного искажения текста.

Затем с помощью первого судна-кабелеукладчика «Фарадей» было проложено шесть линий через Атлантический океан. При этом все свои разработки Сименс делал на основе собственных исследований, вылившихся, в частности, в кабельную теорию, опубликованную в 1857 г.

Стремление найти замену дорогим и неудобным в работе гальваническим элементам, непременной принадлежности телеграфа, вывело Сименса после 1856 г. в совершенно новую сферу деятельности сильных токов (электроэнергетику) [3, 6].

Начал он с улучшения генераторов, где заменил применяемые ранее якоря Якоби и Девенпорта в виде радиально или аксиально расположенных катушек на так называемый двойной Т-образный якорь [5, 6]. В нем обмотка впервые укладывалась в продольные пазы ротора. В 1873 г.

механик, а впоследствии и главный инженер компании Siemens&Halske, Фридрих Хефнер-Альтенек (Friedrich Hefner-Alteneck), предложил использовать в генераторах барабанный якорь, который до сих пор остается непременным атрибутом любой электрической машины с обмоткой на роторе [1, 5, 6].

Рис. 5. Генератор с самовозбуждением

В год 50-летнего юбилея Сименса его важнейшим изобретением стала динамомашина, история появления которой изложена в статье [7].

Несмотря на то, что первые мысли о ее самовозбуждении были высказаны еще Хиортом (S?ren Hjorth) и Йедликом (?nyos Jedlik), именно Сименсу принадлежит заслуга промышленной конструкции и массового производства генераторов без постоянных магнитов. Его идея была весьма проста (рис. 5).

Обмотка возбуждения В включается последовательно с обмоткой якоря Я в цепь нагрузки Н. Таким образом, магнитный поток возбуждения создается самим током нагрузки.

Сименсом также был разработан коллекторный двигатель переменного тока, подобный двигателю постоянного тока с последовательным возбуждением. Его схема аналогична представленной на рис. 5, если заменить нагрузку Н источником (сетью) переменного тока.

В этом случае при изменении полярности питающего напряжения знаки магнитного потока возбуждения и тока якоря меняются одновременно, что сохраняет постоянство вращающего момента.

Такие двигатели до сих пор применяются в пылесосах, полотерах, фенах и другом бытовом электрооборудовании [6, 8].

Получив дешевый и надежный электромеханический источник энергии, Сименс быстро осознал возможность его применения в разных сферах человеческой деятельности. Начал он с применения дуговых ламп для уличного освещения в Берлине. Однако в 1881 г.

, после посещения электротехнической выставки в Париже и личного знакомства с Эдисоном (Thomas Alva Edison) и его системой освещения, он стал горячим сторонником ламп накаливания. Он первым в Европе начал производство таких ламп и поддержал создание в Германии филиала компании Эдисона, превратившейся позднее в компанию AEG [3].

В период до 1882 г. Сименс, по просьбе министерства горного дела, создал первые в мире электродуговую печь, электрическую железную дорогу, шахтный вентилятор и электроподъемник, предшественника пассажирских лифтов. В 1879 г. на Берлинской выставке был показан публике первый электропоезд (рис. 6).

Его питание подавалось по третьему рельсу, что исключало применение высокого напряжения, необходимого для тягового двигателя большой мощности.

Поэтому трамвай, например, стал популярным только после того, как американский изобретатель Фрэнк Спрэйг (Frank Sprague), бывший сотрудник Эдисона, разработал в 1887 г. токоприемник для подвесного контактного провода. В России первый трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве компанией Siemens&Halske [6].

Рис. 6. Электропоезд Сименса

Предприниматель и общественный деятель

Для Сименса главной причиной создания собственной компании была забота о младших братьях, оставшихся на его попечении после смерти родителей. Он и потом всегда заботился о благосостоянии потомков и родственников, а вслед за выходом Гальске из руководства компании Siemens&Halske в 1867 г. она превратилась в чисто семейное предприятие.

Однако имя Гальске оставалось в ее названии вплоть до 1966 г., когда она преобразовалась в концерн Siemens AG. После отхода Вернера Сименса от дел в 1890 г. руководство принял на себя его брат Карл, начавший акционирование компании, а затем ее возглавляли другие члены семейства Сименсов.

Упорное неприятие Вернером Сименсом формы акционерного общества вытекало из убеждения, что целью таких обществ является извлечение прибыли, тогда как ему производство предоставляло прежде всего средства для исследований и новых открытий.

В своих воспоминаниях Сименс отмечал: «Интересы мои всегда были на стороне чистой науки, в то время как труды и достижения большей частью относились к практической технике» [1].

Компания Siemens&Halske начала превращаться в транснациональную после 1851 г. из-за прекращения госзаказов в Германии.

В результате были созданы успешные филиалы в России и Англии под руководством соответственно братьев Карла и Вильгельма, которые в этих странах натурализовались, освоили язык, женились и были возведены в дворянство.

Удачным было также отделение в Вене, однако попытки обосноваться во Франции, Бельгии и в США успехом не увенчались. Интересно отметить, что в налаживании бизнеса за границей Сименс делал ставку на личные контакты с влиятельными лицами, прибегая при необходимости к щедрым подаркам [3].

Сименс одним из первых понял целесообразность заботы о благосостоянии работников, особенно их участия в распределении доходов.

Он писал в 1868 г: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки, как раскаленное железо» [2].

Им были учреждены премиальный фонд и пенсионная касса, приглашен фабричный врач, рабочий день сокращен до 8,5 часа, и поэтому заводы Сименса не страдали от стачек. К концу 1880-х гг. на всех его предприятиях было уже более 4500 работников.

Сименс с юности придерживался либеральных взглядов, однако одобрял политику Бисмарка по объединению Германии, был одним из основателей прогрессивной партии, избирался в парламент, защищая интересы промышленности — в частности, разрабатывал закон о патентах, служил членом патентного ведомства.

Считая развитие технических наук делом государственной важности, он в 1887 г. основал исследовательский Физико-технический институт под руководством знаменитого физика Гельм­гольца (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz), по примеру которого впоследствии создавались подобные учреждения в других странах, в том числе в СССР.

По инициативе Сименса также было организовано немецкое электротехническое общество, да и сам термин «электротехника» был предложен именно им [1, 3]. Он подготовил план Немецкого технического музея, который был создан в Мюнхене в 1925 г. Был меценатом в области науки.

Выделил средства на создание Института флоры и фауны, выкупил и передал Берлинскому музею естествознания окаменелость древней ископаемой птицы, названной Археоптерикс Сименса.

Заслуги Сименса получили широкое признание [1, 2]. Государственная служба принесла ему чин тайного советника и наследуемое дворянское звание, после чего он стал именоваться Вернер фон Сименс.

Однако гораздо выше он ценил научные звания члена Прусской и Петербургской академий наук и почетного доктора Берлинского и Гейдельбергского университетов.

В его честь единица электрической проводимости названа 1 сименс, что отражает его заслуги по введению первого ртутного эталона электрического сопротивления. Умер он очень богатым человеком.

Однако самым большим памятником Сименсу остается созданная им компания Siemens — в настоящее время вторая после General Electric электротехническая компания мира, на которую работает 405 тыс. человек в 190 странах. В 2000 г. полупроводниковое производство Siemens выделилось в компанию Infineon Technologies — сейчас это крупнейший производитель электронных компонентов.

В России деятельность компании начиналась в Санкт-Петербурге, где были открыты электротехническая фабрика (1855 г.), ныне завод «Электросила», и кабельная фабрика (1863 г.), ныне — «Севкабель». Руководитель петербургской компании Карл Сименс за содействие российской науке был избран почетным инженером-электриком [9].

Однако во время революции все имущество Сименсов было национализировано, и деятельность компании в России возобновилась лишь в 1971 г. В 2002 г. на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ компанией Infineon Technologies была основана лаборатория микроконтроллеров, а компанией Siemens в 2006 г.

— современная лаборатория электропривода.

Литература

Источник: https://controlengrussia.com/retrospektiva/werner_von_siemens/

История фирмы Сименс

История успеха Вернера Сименса (Siemens)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

13 декабря 1816 г. в городе Лентеблиз Ганновера родился ВернерСименс – будущий инженер,изобретатель, ученый, промышленник,общественный деятель. Окончив с отличиемгимназию в Любеке, затем артиллерийскоеинженерное училище в Мальденбурге, онв звании младшего лейтенанта служит вартиллерийских мастерских в Берлине,где занимается изобретательством инаучными опытами.

После смерти родителей 24-летнийВернер остается старшим в семье, состоящейиз десяти братьев и сестер.

В 1845 г. он становится одним изнаиболее заметных молодых ученых внедавно образованном Физическом обществеи уже в следующем году его откомандировываютв комиссию генштаба для подготовкивнедрения электротелеграфии.

В письмеот 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщаетродственникам: “Я теперь почти решилсяизбрать постоянное поприще в телеграфии…

Телеграфия станет самостоятельнойважной отраслью техники, и я чувствуюсебя призванным сыграть в ней рольорганизатора”.

1 октября 1847 г. была основанателеграфно-строительная фирмаSiemens&Halske, занимающаяся кромеэлектротелеграфии широким кругом работв области точной механики и оптики, атакже созданием электромедицинскихаппаратов. В 1849 г. фирма S&H построилапервую в Германии телеграфную линиюБерлин – Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основномвоздушной линии был использован подземныйкабель с гуттаперчевой изоляцией,наложенной с помощью изобретенногоСименсом пресса. Тогда же Вернер предложилзатягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовалстрелочный телеграф Уитстона – Кука, зачто на Первой Международной промышленнойвыставке в Англии (1851 г.) был удостоенодной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H веластроительство ряда телеграфных линийв России, связав Санкт-Петербург сКрондштадтом, Хельсинки, Варшавой,Ригой, Таллинном и приняв на себя ихтехническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследованияи изобретательскую деятельность сопытно-конструкторскими разработками,внедрял в производство новые исовершенствовал выпускаемые изделия- черта, роднившая этого ученого-практикас Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфиив Парижской академии наук был высокооценен Гумбольдтом и опубликован порекомендации Араго. В возрасте 35 летСименс вошел в ряды всемирно признанныхавторитетов в области электротехники.В 1860 г. Берлинский университет присвоилему звание почетного доктора философии.

В 1868-1870 гг. фирма S&H участвовалав сооружении Индоевропейской телеграфнойлинии Лондон – Калькутта протяженностью11 000 км. Один из участков этой линии(через Кавказ) был построен на железныхопорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годовотносится начало работ Сименса в областисильноточной электротехники. Его самоезначительное достижение в этой областидатируется 1867 г.

, когда он создалсовершенную конструкцию генераторапостоянного тока с самовозбуждением,долгое время именовавшуюся динамо-машиной.

Он же предложил ртутную единицусопротивления, впоследствии преобразованнуюв ом, а единице электрической проводимостибыло присвоено наименование сименс.

В начале 1870-х годов Siemens&Halskeпостроила кабельное судно “Фарадей”,оснащенное усовершенствованнойкабелеукладочной машиной. В 1874 г.”Фарадей” проложил трансатлантическийтелеграфный кабель, напрямую связавшийИрландию и США (5700 км), минуя островНьюфаундленд. А всего за 10 лет это суднопроложило шесть трансатлантическихкабелей.

В июле 1874 г. Сименс был принят вчлены Прусской академии наук.

В 1877 г. фирма S&H изготовлялателефонные трубки Белла, а в 1881 г.участвовала в строительстве первой вБерлине телефонной станции.

Почти всеми успехами предприятияСименса обязаны исследовательским иизобретательским способностям своегоруководителя. Он отклонял все, что небыло всесторонне рассмотрено теоретическии подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвеланастоящую революцию в горном деле,благодаря ей появились электроотбойныймолоток, шахтный электровентилятор,электротранспортер и, главное,электрическая рудничная дорога.

В 1879 г. фирма S&H представила наберлинской промышленной выставке первуюэлектрическую железную дорогу; в 1880 г.на выставке в Мангейсе – первый в миреэлектролифт; в 1881 г. ею построена перваялиния электрического трамвая на окраинеБерлина; в 1882 г. начата опытная эксплуатациябезрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развитиянемецкой и европейской электротехники.Он – инициатор образования Берлинскогоэлектротехнического союза (1879 г.), атакже основатель и председатель Обществапатентов в Берлине.

Кроме того, ВернерСименс известен как меценат в областинауки и культуры: он пожертвовал 500 тыс.

марок на создание Берлинской национальнойфизико-технической лаборатории; благодаряего усилиям и денежной поддержке вШарлоттенбурге открылся Физико-техническийинститут.

На Первой Международнойэлектротехнической выставке в Парижев 1881 г. наибольший успех выпал на долюэкспонатов Эдисона и Сименса. Там жеоба корифея электротехники познакомилисьи подружились.

В 1888 г. Вернер Сименс был возведенв дворянское сословие и стал Вернеромфон Сименсом.

В 1892 г. он изобрел стальнуюленточную броню для защиты подземныхкабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим емударом реального предвидения Сименсуказал на перспективу мировой торговлии экономического объединения Европы:”Это может произойти только благодаряустранению по возможности всехвнутриполитических таможенных барьеров,ограничивающих районы сбыта, удорожающихпроизводство и уменьшающихконкурентоспособность на мировомрынке”.

Умер Вернер фон Сименс 6 декабря1892 г. в Шарлоттенбурге.

Началопути

Все началось с прибора, которыйСименс, воодушевленный идеейусовершенствования конструкциителеграфного аппарата, собрал изподручных материалов.

Это произошло в1846 году, а четырьмя годами раньше молодойвоенный инженер получил свой первыйпатент на изобретение метода гальваническогозолочения и серебрения.

Ему было в товремя 26 лет, за плечами — обучение вАртиллерийском инженерном училище вБерлине, где физику, математику и химиюпреподавали ученые мужи с мировымименем. Военную специальность Вернеризбрал не от хорошей жизни.

Четвертыйребенок в семье, где было 14 детей, он ужев юности остался без родителей и считалсебя в ответе за судьбы младших братьеви сестер. На университетское образованиеденег не было, но была сильная тяга кнаукам. Поступив на службу в прусскуюармию, он смог удовлетворить свою жаждузнаний и проявить изобретательскийталант, получив фундаментальноеобразование в военном учебном заведении.

Три грани личности Сименса стализалогом успеха его будущего детища —компании, которая была основана вскорепосле появления новой модели телеграфа,в 1847 году. Прежде всего, это талантизобретателя, генератора техническихидей, реализация которых приносиланемалую прибыль. Во-вторых, глубокаяпреданность своей семье, стремлениесоздать и укрепить семейный бизнес какоснову ее благополучия.

И наконец,несомненная предпринимательская жилка.Инженеру-механику и совладельцу небольшоймастерской в Берлине Иоганну ГеоргуГальске стрелочный телеграф Сименсапоначалу не показался выгодным делом,однако Вернеру удалось увлечь его своимэнтузиазмом, и тот взялся за совершенствованиемеханической части конструкции, а затемсогласился на партнерство в созданиителеграфно-строительной фирмы.

Стартовый капитал размером в 7тыс. талеров компания Siemens & Halske получилаот богатого кузена Вернера, советникаюстиции Иоганна Георга Сименса. К концу1847 года в ней работало десять человек.

Ассортимент выпускаемой продукциивскоре расширился, к телеграфнымаппаратам добавились, например, изоляторыдля электрических кабелей из гуттаперчи,превосходные изоляционные свойствакоторой также открыл Сименс. Благодарятаким изоляторам стала возможнойпрокладка телеграфных проводов подземлей.

Первый успех дал Сименсувозможность уйти с армейской службы; с1849 года он полностью посвятил себясвоему бизнесу.

Первой серьезной проверкойтехнической и деловой состоятельностистал ответственный заказ, поступившийв 1848 году от прусского правительства.Необходимо было соединить телеграфнойлинией Берлин и Франкфурт-на-Майне, гдедолжна была состояться сессия Германскойнациональной ассамблеи.

Находившийсяв столице прусский король Вильгельм IVхотел следить за ходом заседания первогонемецкого парламента. Siemens & Halskeпредстояло проложить телеграфную линиюдлиной 500 км — на тот момент ничегоподобного в Европе не было.

Неспокойнаяобстановка в обуреваемой революционныминастроениями Германии создаваладополнительные проблемы; возниклавполне реальная угроза саботажа состороны рабочих. Было решено прокладыватьлинию под землей, однако это оказалосьслишком дорого и грозило срывом сроков,так что под землю ушла лишь часть линии.

28 марта 1849 года по новому телеграфу вБерлин из Франкфурта было доставленоизвестие о том, что Вильгельм избрангерманским императором. С моментапринятия исторического решения непрошло и часа.

Правда, прусский корольв итоге отказался от короны императора,но благодаря его монаршей воле в том жегоду телеграф стал общедоступным, акомпания Сименса и Гальске получилановые правительственные заказы напрокладку телеграфных линий междугородами Германии.

Спустя 20 лет компания уже суспехом занималась масштабными проектамипо созданию международных телекоммуникаций.Прокладка межконтинентальноготелеграфного кабеля под Атлантикой,завершенная в 1875 году, произвела в миренастоящую сенсацию.

Чтобы воплотитьпроект в жизнь, брат Вернера ВильгельмСименс разработал конструкцию пароходадля прокладки кабеля по дну океана.

Специализированное судно, получившееназвание Faraday, продолжало функционироватьвплоть до Первой мировой войны, иблагодаря ему на дне морском былопроложено более 60 тыс. км телеграфныхлиний.

Электричество — в массы

Телеграфия была одним из первыхпрактических применений электричества.Сложность и дороговизна существовавшихспособов получения электроэнергиистояла на пути широкого ее использования.В 1866 году Сименс сконструировалдинамо-машину.

Это изобретение, позволявшеепреобразовать механическую энергию вэлектричество, делало процесс полученияэлектроэнергии простым и экономичным.Прошло еще не менее десяти лет, преждечем конструкция электрогенераторовсделала возможным их массовое применениена практике.

Но когда это произошло,технические новинки, менявшие привычныйобраз жизни людей, последовали одна задругой.

Первый электрический локомотив,первая электрифицированная трамвайнаялиния, первые освещенные с помощьюэлектричества улицы, первый электрическийподъемник — все эти новшества неразрывносвязаны с именем Сименса и его компанией.

К середине XIX века электрическиедуговые лампы начали вытеснятьпожароопасное газовое освещение. В 1878году ведущий специалист Siemens & HalskeФридрих фон Хефнер-Альтенек разработалэкономичную конструкцию дифференциальныхдуговых ламп.

С их помощью был освещенодин из центральных берлинских пассажей,вслед за которым последовали железнодорожныестанции, офисы компаний, фабрики и порты.

Через десять лет дуговые фонари залилиярким электрическим светом знаменитыйбульвар Унтер-ден-Линден в центреБерлина.

Однако свет от дуговых лампдействительно был очень ярким (а ихразмеры — очень большими), и этот типосвещения оказался неприменим длядомашней обстановки.

Эра электрическогосвета начинается с появлением вакуумнойлампы с тонкой нитью накаливания ТомасаЭдисона. Компания Сименса активновключилась в эксперименты с различнымитипами нитей накаливания.

В 1882 годуSiemens & Halske открыла первую в Германиифабрику по производству электрическихламп.

На Берлинской торговой выставкев 1879 году Сименс представил первыйэлектропоезд. Маленький локомотив,электричество для которого подавалосьпо рельсам, возил по небольшому кругутри вагончика со скоростью 7 км/ч.

Кжелезным дорогам европейская публикауже успела привыкнуть, но поезд бездымящего паровоза — это было поразительно!Впрочем, отношение к электрификациитранспорта оставалось настороженным,и для того чтобы доказать жизнеспособностьтакого подхода, Сименс на собственныеденьги построил демонстрационную модельтрамвая на электрической тяге.

В мае1881 года в Берлине начала функционироватьпервая в мире электрифицированнаятрамвайная линия. Трамвай, двигавшийсясо скоростью 30 км/ч, за первые три месяцаперевез более 12 тыс. пассажиров. Он, каки первый электровоз, двигался отэлектричества, поступавшего по рельсам.Привычная нам модель с дугой и проводамипоявилась в 1890 году.

Сименсу же принадлежитзаслуга открытия первой электрическойподземки в континентальной Европе — вБудапеште в 1896 году.

Изобретение телефона поразилои увлекло Сименса. Стремясь популяризироватьновое средство связи, Siemens & Halskeпродавала телефонные аппараты позаниженным ценам.

Объем продаж превысилвсе ожидания, и компании пришлосьприложить немалые усилия, чтобыудовлетворять всевозрастающий спрос.

Сименс и здесь сумел проявить своиизобретательские способности,усовершенствовав телефонный аппараттак, чтобы обеспечить более четкоевоспроизведение речи.

Источник: https://works.doklad.ru/view/--RUeiptTl4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.