+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Содержание

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился.

Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда.

Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому.

Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды.

Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Думаю, вы со мной согласитесь, что каждый родитель хочет вырастить ребёнка щедрым, но не расточительным, экономным, но не жадным.

Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладываются именно в детстве.

Современные дети часто говорят о деньгах. Но не потому, что они на них зациклены, а потому что часто слышат подобные разговоры от взрослых: зарплата, кредит, ипотека, премия, финансирование. И поэтому от родителей зависит, как их ребёнок будет относиться к заработанным деньгам.

Карманные деньги нужны ребёнку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, при помощи которого ребёнок может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни.

Дайте ребёнку деньги, чтобы он понял, что они его. При этом ребёнка надо научить пользоваться капиталом разумно и с умом.

Кто может научить? Только тот, кто сам разумно и с умом распоряжается своими деньгами. Поэтому очень важно, чтобы родители повышали свою финансовую грамотность.

Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут нашему ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Универсальных правил нет, но есть несколько действенных.

Правило 1: Деньги ценны не сами по себе. Деньги не цель, а средство

Объясняйте ребёнку, для чего нужны деньги: покупать еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи.

Деньги не являются целью, деньги являются средством для достижения цели, для решения конкретных задач, для исполнения желаний. Ребёнок должен понимать, что деньги — лишь промежуточная ступенька, и вы должны показать ему это на собственном примере.

Правило 2: Деньги любят счёт

Заведите тетрадь для учёта карманных денег.

Как пример: разделите тетрадь на 2 части. В одной части ребёнок зелёным цветом будет вносить доходы, а красным — расходы. Ведение такого финансового дневника станет его привычкой, тогда он сможет легче проконтролировать приход и уход карманных денег. Можете скачать ему приложение для смартфона – так даже удобнее.

Ребёнку необходимо объяснить, что нужно всегда понимать, какой суммой ты располагаешь, планировать, сколько можешь потратить на ту или иную покупку, как рассчитать дневной бюджет и т.д. Ведение такого учёта позволит ребёнку сохранить деньги от ненужных трат.

Семейный бюджет планируйте вместе с ребёнком. Покажите, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет или отключая воду, когда чистишь зубы. Можно заинтересовать ребёнка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.

Правило 3: Бережливость

Это то, что сохранит деньги от потерь. Всё начинается с мелочи, «копейка рубль бережёт».

Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать её в кошелёк или в копилку, не распихивать купюры по карманам. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребёнка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.

Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц.

Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной.

Например, если ребёнок копит на новую игрушку, и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.

Правило 4: По доходу и расход

Привлекайте ребёнка к планированию семейного бюджета. Пускай ваш ребёнок видит, что надо платить за коммунальные услуги, нужны деньги на продукты и одежду. Сколько денег остаётся на удовольствия и развлечения. Пусть он подумает о том, какие его желания для него важны сегодня, а какие можно отложить.

Помогите ему спланировать его расходы, обсудите с ребёнком, как он может распределить свои карманные деньги.

Например, на подаренную бабушкой тысячу можно купить игрушку, а можно потратить её на шоколадки. Пусть ребёнок сам выбирает, на что потратить их: на сувениры, развлечения, а может быть подарки для кого-то.

Расскажите, как тратите деньги вы, и что взрослым тоже приходится выбирать. Объясните, что, если отказаться от ненужных мелочей, можно накопить денег на что-то полезное.

Правило 4: Определите желания и цели

Научите ребенка устанавливать контроль за собственными желаниями и побуждениями. Научите его разбираться в своих желаниях, делать выбор самостоятельно.

Ребёнок постепенно научится осознавать свои желания и понимать, какие из них важны для него, а какие являются просто каким-то капризом. В дальнейшем ребёнок научится уже чётко формулировать свои цели.

А это очень важный навык – ставить перед собой цели.

И как следствие – это сохранит личные, карманные деньги от потерь и ненужных трат.

Правило 5: Деньги – это ответственность

Ответственное отношение к деньгам также позволит ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Ребёнок должен знать о работе взрослых. О том, что за работу они получают деньги, что деньги не берутся из ниоткуда. А пройдёт ещё немного времени, и ребёнок начнёт задумываться о том, каким образом сам будет зарабатывать деньги, когда подрастёт.

Дайте ребёнку почувствовать ответственность за свои карманные деньги, ведь они не являются зарплатой, не являются способом наказания и поощрения.

Правило 6: Заведите копилку

Купите малышу копилку и объясните, что собирать деньги можно не только на новую игрушку, о которой он давно мечтает, но и на подарок бабушке ко дню рождения.

Ребёнку необходимо мягко передать идею накопления — например, подарить на день рождения не игрушку, а небольшую денежную сумму. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.

Используйте накопления как стимул. То, что ребёнок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам.
Такой навык сбережения сохранит карманные деньги.

Правило 7: Выдаём карманные деньги на неделю на конкретных условиях

Например: все деньги, которые ребёнок сэкономил до конца недели, будут удваиваться. Таким образом, у ребёнка будет выбор – потратить на мелочи или накопить и приумножить свои средства. При этом, если ребёнок не может экономить, мы не ругаем его, а объясняем, что исполнение его желания отодвигается на неопределенный срок. И ребёнок сам решает, как ему поступать.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги, обсуждайте с ребёнком, чему он научился и собирается ли в этот раз потратить деньги как-нибудь по-другому. Именно разумный подход к деньгам позволит избежать их потери.

Правило 8: Поход в магазин со списком покупок

Когда отправляетесь с ребёнком за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед? Желательно рассказать ему, из чего состоит ваш семейный бюджет, и привлекать его к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, ребёнок узнает, почему ему не купили новый телефон, а также научится правильно расходовать свои деньги и строить свой собственный бюджетный план.

Правило 9: Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам)

Деньги — это не только возможность покупать нужные вещи, а ещё некоторая опасность. Ребёнок должен чётко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Банальная опасность просто потерять деньги всегда имеет место. Поэтому при себе нужно иметь только необходимую сумму.

Правило 10: Подавайте хороший личный пример

Маленькие умы учатся подражая. Дети всегда будут копировать ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом.

Вам будет очень трудно научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете давать деньги просто так. Ребёнок не будет их ценить.

Найдите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте её вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и научите ребёнка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.

Подробнее тему карманных денег раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики — «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.

Елизавета Ракова, эксперт проекта «Финансовое здоровье», консультант-методист Проекта Министерства финансов Российской Федерации.

Что ещё почитать:

Семья Семёновых: «Бюджет нашей семьи ежегодно терял 77 тысяч рублей»

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/sovety/kak-nauchit-detej-pravilno-obrashhatsya-s-dengami

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей…

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?  

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку  новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру –  детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей  семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на  части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный –  питание, зеленый – плата за квартиру, желтый – покупка игрушек, синий – домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку – выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках –  в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения.  Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех  желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы – 100
  • Получено от папы  – 200
  • Заработано за выгул соседской собаки – 20
  • Получено от дедушки – 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение – просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие  нельзя купить. 

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми. 

Принеси хорошую оценку и получи 50 – этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление  получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах.  Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько – сколько захочет сам.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/179810-dengi-i-deti-kak-nauchit-rebenka-pravilno-obraschatsya-s-dengami

Как научить ребенка обращаться с деньгами: советы для любого возраста

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Всем большой привет! Воспитание детей подразумевает, что родители подготовят их к самостоятельной жизни. Старшему поколению приходится быть примером, в том числе в вопросах планирования бюджета.

Потребуется и доступно объяснить, что деньги нужно зарабатывать, а хорошие вещи можно купить только благодаря разумному подходу.

Но достаточно ли этого, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами правильно?

Первое знакомство

Согласно исследованиям британского агентства Money Advise Service, привычки, связанные с финансами, формируются до 7 лет. Специалисты советуют начинать уроки с 4 лет, но задачи должны быть доступными:

Угощая сынишку или дочь печеньем, пообещайте дать 1 лакомство сейчас или 2 позже. Предоставьте решить самостоятельно, но мягко подтолкните к варианту с ожиданием — вы познакомите чадо с принципами долгосрочного планирования.

  • Сопровождайте отказы объяснениями.

Оказавшись в магазине, отпрыск умоляет подарить новую игрушку: у приятеля на детской площадке есть такая же! Объясните, что на все не хватит денег, поэтому сейчас вы выберете самое нужное. Говорить «нет» сложно, но необходимо: малыш узнает, что для получения желаемого приходится подождать.

Даже в возрасте 4 лет кроха усвоит, что такое деньги и по какому принципу их можно обменять на игрушки или сладости. Не упускайте времени, ведь вы облегчите дальнейшие задачи.

5—6 лет: пора планировать бюджет

Когда малышу исполняется 5—6 лет, переходите на новый уровень уроков «экономики». Чтобы добиться результата, прибегните к следующим мерам:

Конечно, вы будете баловать малыша подарками, сделанными без повода. Но подобные сюрпризы похожи на премии: хотя они поднимают настроение, для формирования бюджета нужна стабильная прибыль. Выберите дело, за которое ребенок получит карманные деньги, и предоставьте ему возможность зарабатывать!

Нет причин платить за любую помощь по дому, но в обилии домашних хлопот родители найдут занятие, которое им не по душе: если вы не любите мыть посуду или подметать пол, отпрыск возьмет работу на себя. Пусть кроха справляется неидеально — вы исправите промахи, зато ребенок научится понимать связь между трудом и заработком.

  • Помогайте планировать и копить.

Малышу важно понять, что он распоряжается деньгами по своему усмотрению. Хотя покупку сладостей или вредных чипсов надо обсуждать с мамой, он волен порадовать себя новыми стикерами, альбомами, игрушками. Но после первых трат начинаются мечты о крупных приобретениях: велосипеде или приставке. На этом этапе важно объяснить, что деньги нужно не тратить сразу, а сберегать.

Вместе заведите 2 копилки, причем средства из первой пойдут на текущие расходы — покупку наклеек или раскрасок. Зато во 2-й будут храниться финансы, нужные для приобретения желанной вещи. Задача же родителей состоит в том, чтобы убедиться в реальности поставленной цели и напоминать о ней, когда отпрыск поддается искушениям.

Если вы расплачиваетесь на кассе купюрами, то процесс будет понятен для чада. Зато использование кредитных или дебетовых карт поставит в тупик: родители показывают волшебную вещицу, с помощью которой получают все! Объяснить принцип малышу не всегда удается, поскольку он не воспринимает абстрактных идей.

Руководствуйтесь этими правилами, и база для разумного обращения с деньгами будет заложена.

5 шагов по методу Трента Хамма

Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов The Simple Dollar, поделился методами, которые использовал для обучения 6-летней дочери. Возможно, способ пригодится и вам!

Трент усовершенствовал вариант с 2-мя копилками, используя 3 банки: кроме денег на текущие расходы и накоплений, он советует откладывать на благотворительность. Ребенок учится делиться с теми, кто нуждается в помощи, и строить долгосрочные планы.

  1. Установление понятной системы.

Хамм советует выдавать карманные деньги еженедельно, причем система должна быть понятной. Он руководствуется принципом «1 $ за 1 год», следовательно, девочка получает 6 $ в неделю.

Деньги даются мелочью, чтобы их было проще разложить по копилкам.

Благодаря системе малышке удается представить, сколько нужно собирать на крупную покупку, но по необходимости старшие помогают произвести подсчеты.

Отправляясь в магазин, Хамм разрешает дочери взять любую сумму из банки с надписью «На текущие расходы». Потом девочка выбирает вещь, которую хочет купить, и подсчитывает, достаточно ли у нее средств. Поскольку дети присматривают дорогие игрушки, денег обычно не хватает. Трент не советует добавлять: отпрыск сам накопит на приглянувшуюся вещицу.

  1. Осознанное принятие решений.

Если девочка видит игрушку, которая оказывается по карману, Трент напоминает о желании собрать сумму для покупки конструктора «Лего» или дорогой куклы. Но окончательное решение остается за малышкой, поэтому она учится нести ответственность.

Трент в доступной форме объясняет, что папе и маме нужно работать, обеспечивая семью продуктами, одеждой и жильем. Он утверждает, что дети в этом возрасте понимают больше, чем думают родители: если старшее поколение склонно к спонтанным покупкам, то и малыши не будут разумно распоряжаться своими скромными средствами.

Благодаря подобному подходу Трент не сталкивается с капризами дочери.

Ведь вы наверняка видели, как маленькие дети разражаются слезами в магазине, требуя купить игрушку! Возможно, и ваши чада устраивали сцены, но непослушание не связано с дурным нравом: они не видят другого способа получить желанную вещь. Объясните, что на игрушку можно накопить, и походы в супермаркет не будут сопровождаться огорчениями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами в подростковом возрасте

Когда чаду исполняется 12 лет, оно готово к новому уровню ответственности. В этот период отпрыски ведут себя следующим образом:

  • проявляют большую тягу к самостоятельности;
  • выражают недовольство материальным положением;
  • могут просить взаймы у друзей без ведома старших;
  • проявляют способность оперировать абстрактными понятиями и понимать чужую точку зрения;
  • лучше осознают последствия своих решений.

Иметь дело с 12-летками бывает сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста. Увы, перемены не всегда оказываются приятными, но они остаются частью жизни. Ваша задача — сделать поправку на возрастные особенности и помочь освоиться в новой ситуации.

Позвольте принять участие в формировании бюджета

Дети должны знать, что ресурсы семьи не бесконечны. Включайте их в разговоры о планировании бюджета: обсуждайте, что приобрести в первую очередь, а с чем подождать. Стоит ли немедленно покупать новые ролики? Нет ли более важных потребностей? Позволяйте младшему поколению высказываться, чтобы оно чувствовало ответственность.

Готовьтесь, что подросток со вздохом заметит: «А родители Пети подарили ему новую игровую приставку…» Дабы не слышать упреков, держите сына или дочь в курсе финансовой ситуации. Объясните, что траты распределяются в зависимости от дохода и важных потребностей, поэтому ориентироваться на образ жизни других не стоит.

Проводите семейные советы в спокойной обстановке, чтобы дети были уверены: к их мнению прислушаются. Возможно, стоит выделить дочери недостающую сумму, чтобы она посетила концерт с подругами? Но в следующем месяце ее траты придется уменьшить.

Может, сын, копящий на новый телефон, просит занять немного денег? Вы вольны сделать уступку или продемонстрировать, что не каждое желание выполняется незамедлительно: мальчик получит гаджет, но позже.

Главное, не забывайте, что разговариваете с детьми, а не с банковскими клерками, поэтому им необходимы одобрение и разумный совет.

Следите за своим поведением

Когда дело касается умения распоряжаться финансами, подростки подражают старшим. Если вы умеете копить и инвестировать средства, то младшее поколение охотно последует примеру. Но не думайте, будто отпрыски не замечают привычки без необходимости брать кредиты: с большой вероятностью они научатся жить в долг.

Чтобы привить основы правильного обращения с деньгами, берите детей в магазин и рассказывайте, как сделать выгодные покупки.

Не забудьте позвать их, когда откроете на ноутбуке таблицу для планирования ежемесячных расходов или начнете делать подсчеты в блокноте.

А в заключение дайте сыну или дочери список и отправьте в ближайший супермаркет, вручив ограниченную сумму: правда, вы рискуете получить много конфет и чипсов!

Помогите понять последствия жизни в долг

Родители допускают ошибку, нарушая финансовую дисциплину. Допустим, сын копит на модный гаджет, но до достижения цели остается пара месяцев. Он обещает сократить будущие расходы, поэтому вы решаете дать деньги в долг. Мальчик делает покупку, но в следующем месяце ему не хватает на привычные развлечения. Родительское сердце не выдерживает, вы открываете кошелек… Но какой вывод сделает сын?

Демонстрируя, что долги просто прощаются, вы совершаете ошибку. Прежде всего не давайте взаймы сумм, которые подросток не сможет вернуть, ведь сами спровоцируете нарушения договора.

Затем расскажите о собственном опыте долгов и кредитов: объясните, что иногда без них не обойтись, но подход должен быть разумным.

Убедитесь, что отпрыск строит обдуманные планы, и только затем давайте нужную сумму.

Как поступить, если подросток неразумно тратит деньги

Когда вы имеете дело с 10- или 12-летним чадом, решить проблему проще: вы вольны сказать, что приобретение огромной коробки конфет — не лучший способ потратить средства, полученные на день рождения.

Хотя вы почувствуете себя домашним тираном, вопрос решится. Когда же речь идет о 15-летнем подростке, ставки оказываются выше: во-первых, он тратит больше, во-вторых, мнение друзей теперь важнее родительского.

Можно заявить, что в вашем доме придется жить по установленным правилам, но желательно действовать тактичнее. Если вам не нравится, как подросток тратит деньги, помогите ему найти работу: в 15 лет можно посидеть с соседскими детьми, раздать флаеры, расклеить объявления. Хотя первая зарплата будет потрачена на развлечения, вскоре отпрыск начнет ценить результаты своего труда.

Если чадо подрабатывает, попросите его помочь с расходами. Конечно, подростку не придется оплачивать счета за электричество или покупать продукты! Но вместо того чтобы просить денег на посиделки с друзьями в кафе, сын или дочь выделит часть собственной зарплаты. Это поможет осознать цену деньгам, и проблема решится.

В некоторых случаях важно придержать недовольство: пусть вам не нравится, что отпрыск потратился на посещение концерта или эксклюзивный комикс, но подросткам важно почувствовать собственную независимость. Дайте распорядиться заработанным согласно желанию, иначе стимул стараться пропадет.

Теперь вы знаете, как научить ребенка обращаться с деньгами. Главное проявите терпение и благоразумие. Будьте последовательны, подкрепляйте наставления примером, и результат не вызовет нареканий. До новых встреч!

Источник: https://homeblogkate.ru/kak-nauchit-rebenka-obrashhatsya-s-dengami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.