+7(499)495-49-41

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

Содержание

Руководитель и лидер: в чем разница?

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

«Он прирожденный лидер» — так говорят и про руководителей больших предприятий, и про стартаперов, и даже про детей. Понятие лидерства охватывает все сферы жизни. А если на место слово «лидер» поставить слово «руководитель» — что изменится и изменится ли что-нибудь?

Лидер и руководитель — понятия отнюдь не тождественные: харизматик, которому все пророчат блестящее будущее топ-менеджера, может занимать весьма скромную должность или вовсе реализовывать свой потенциал вне карьеры. С другой стороны, у руля крупной компании может оказаться тихий интроверт, которого в школе одноклассники называли «ботаном». Почему так получается и есть ли здесь парадокс?

Главные отличия

В отличие от руководителя, прирожденный лидер следует, что называется, своей звезде, своему внутреннему закону. Его стратегическая цель — не в том, чтобы выполнить как можно лучше и эффективнее некие заданные извне показатели, будь то норма прибыли или KPI.

Он может в принципе не оказаться на карьерной лестнице, так как внутренне нацелен на решение других задач.

Американский профессор социальной психологии Уоррен Беннис (Warren Bennis) в книгах «Как становятся лидерами» и «Семь возрастов руководителя» объясняет разницу между лидером и руководителем, а также между их ролями и задачами в обществе подробно и образно.

«Когда люди заявляют, что не могут или не хотят быть лидерами, они обычно имеют в виду руководство другими людьми и публичные выступления, — пишет Беннис. — Но формы лидерства настолько же многообразны, насколько уникальны сами люди».

Среди важных различий Беннис отмечает следующие:

  1. Руководитель заинтересован в сохранении существующего положения дел, лидер — в развитии.

  2. Руководитель управляет, лидер — вдохновляет.

  3. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.

  4. Руководитель сосредоточен на системе и структуре, лидер — на людях.

  5. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.

Лидер по сути своей неформален, он является неким социальным феноменом и часто являет собой или создает нечто, чего до него в принципе не существовало. Примеров в истории множество: каждая трансформация общества провоцируется лидерами — яркими индивидуальностями, бросающими вызов существующей системе.

Лидер движения суфражисток Эммелин Панкхерст подняла волну, которая принесла британским женщинам избирательное право. Нельсон Мандела всю жизнь действовал так, что итогом стал конец апартеида в ЮАР. Сфера лидерства не ограничивается политикой, она распространяется на всю жизнь.

Джордано Бруно, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Джон Леннон, Федор Достоевский — примеры ярких лидеров: они породили идеи, воззрения, процессы, которых до них в обществе не существовало.

Примеры показывают разницу между лидерством и руководством ярче, чем любые определения. Становится ясно, что, в отличие от лидера, руководитель — формальная характеристика, относящаяся скорее к должности, чем к человеку.

Можно добавить, что если руководитель всю жизнь учится быть хорошим менеджером-управленцем, то основная задача лидера — максимально полно осознать и проявить свою уникальность и в полной мере ее прожить, не считаясь со стереотипами, часто гребя против волны или сильно ее обгоняя.

Подлинный лидер

Кристофер Баан, Фил Лонг и Дана Перлман (Christopher Baan, Phil Long, Dana Pearlman) в книге «Лотос: практическое руководство для подлинного лидерства в поисках устойчивости» описали модель «подлинного лидера».

 Она основана  на материалах исследования десятков успешных лидеров, в том числе того, как их видят окружающие.

Авторы используют также глубинные интервью, проведенные с бизнес-лидерами, общественными деятелями и экспертами в сфере устойчивого развития. 

Авторы делают акцент на внутренних качествах, а не на способах действия и ситуативных реакциях.

Ключевые характеристики лидера — осознавание себя и реальности, искренность с собой и окружающими, умение в нужный момент нажать на кнопку «стоп», чтобы проанализировать свои мысли, чувства и действия; способность к подстройке и развитию; умение увидеть в парадоксах новые возможности, и обязательно — чувство юмора.

Комбинация этих качеств делает лидера тождественным самому себе — без масок и иллюзий относительно мира и себя. Такая подлинность вызывает доверие окружающих, восхищение, стремление учиться у этого человека и идти за ним.

Но вернемся к сопоставлению понятий «лидер» и «руководитель» и их ролей.

Может показаться, что лидер — это увлекательно, прогрессивно и почетно, ведь он движет общество вперед; а руководитель тогда — это некий рак и щука, который дает задний ход и упорствует в стагнации.

Но такая упрощенная черно-белая картина сильно искажает реальное положение вещей. Как и лидеры, руководители крайне необходимы обществу, просто они решают другие задачи.

Задачи руководителя

В отличие от лидера, задача руководителя — поддержание существующей структуры, следование правилам, планирование и реализация планов. Пока лидер ведет свою группу к далекой звезде, кто-то должен подумать о хлебе насущном и обеспечить лошадей фуражом, а звездолеты — топливом. Этим и занимается руководитель в классическом понимании термина.

По данным ресурса HeadHunter, чаще всего в списке компетенций, необходимых руководителю, называют планирование и организацию (63%), принятие решений и инициирование действий (60%).

Осуществление руководства только на третьем месте (49%), далее следуют работа в команде (42%), убеждение и оказание влияния (34%), формулирование стратегий и концепций, ориентация на результат и ожидания клиентов (по 33%).

Правда, в последнее время, когда процессы ускоряются и фактор неопределенности усиливается, границы размываются и от руководителя порой ждут большей гибкости и адаптивности, чем это было раньше. 

Ицхак Адизес, мировой гуру эффективного управления, не проводит границы между понятиями «лидер» и «руководитель» и считает, что стилей руководства может быть несколько.

Задача представителей разных стилей — научиться распознавать и понимать друг друга, чтобы объединяться для решения общих задач.

Свою типологию стилей Адизес излагает в книге «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей». Он считает, что каждая организация нуждается в четырех основных видах управленческой деятельности:

  • (P)roducing — производство результатов.
  • (A)dministrating — администрирование, обеспечивающее эффективность организации.
  • (E)ntrepreneuring — предпринимательство, необходимое для осуществления изменений.
  • (I)ntegrating — работа с людьми для обеспечения жизнеспособности и эффективности организации.

Из первых букв каждой функции складывается аббревиатура PAEI. Роли распределяются так:

  • P-роль — производитель; отвечает на вопрос «что должно быть сделано»; прагматик и «силовик», живущий в настоящем.
  • А-роль — организатор; создает правила и регламенты и следит за их соблюдением; анализ, систематизация, выводы.
  • Е-роль — предприниматель-стратег: изучает возможности и решает, куда организации развиваться в перспективе.
  • I-роль — душа компании; отвечает за создание атмосферы, сплоченность команды как сообщества непохожих; помогает конструктивно проживать конфликты и расти.

По Адизесу, все четыре роли присутствуют в каждом руководителе, но в очень разных пропорциях: как правило, одна из них преобладает, а другие сопутствуют. Так появляются профили руководителя: pAei, paeI, Paei, paEi.

Вопрос в том, где «руководитель» и «лидер» могут встречаться в рамках одной личности, а где окажутся разными людьми, из которых получится удачная команда.

Очевидно, что хороший администратор может быть руководителем, но он не обязательно будет лидером. Если руководитель это осознает, он научится делегировать полномочия тем коллегам, которые в нужный момент проявляют роли P, E и А.

Идея в том, что какого бы типа ни был номинальный руководитель, вряд ли ему удастся охватить все четыре роли без участия других ключевых фигур, а без этого организация не сможет долго оставаться жизнеспособной.

И способность руководителя увидеть лидеров другого, дополнительного по отношению к нему самому типа станет гарантией успеха его организации.

А это и есть основная задача руководителя: обеспечить жизнеспособность и успех своей компании и каждого ее члена.

И еще кое-что о разнице между лидерством и руководством. Руководитель может быть просто «спущен сверху», и тогда он будет занимать должность и реализовывать ее функции согласно штатному расписанию независимо от своих талантов, умений и личных склонностей. А вы слышали когда-нибудь о назначенном и уполномоченном лидере? То-то и оно.

Источник: https://4td.fm/article/rukovoditel-i-lider-v-chem-raznitsa/

5 лайфхаков для начинающего руководителя

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

Наконец-то дождались повышения? Поздравляем! Свой профессионализм вы уже доказали, теперь время продемонстрировать свои управленческие и организаторские способности. Потому что новая должность — это не только новые обязанности, но и новая роль в коллективе. Вы к этому готовы?

Я решила собрать рекомендации для начинающих руководителей отделов, подразделений, компаний. Ведь продвижение по карьерной лестнице одного человека может стать проблемой для остальных членов коллектива и даже негативно отразиться на рабочей атмосфере.

Какой стиль руководства выбрать? Как мотивировать сотрудников? Что такое психоклимат и как понять, что он негативный? С этими вопросами я обратилась к психологу-консультанту агентства Wezom Антонине Ульяннской.

По её словам, 80% начинающих менеджеров не знают или даже не задумываются о психологических аспектах управления коллективом.

А задуматься есть над чем, если вы не хотите через месяц-два увидеть снижение производительности и пачку заявлений на увольнение от недовольных подчинённых.

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей — авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) — именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента.

Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм.

А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты.

Для этого развивайте управленческие навыки.

Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами — не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров — в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

Эта рекомендация тем, кто получил повышение и стал руководить своими коллегами. Ощущение власти может вскружить голову. Но это временный эффект. Грамотный начинающий руководитель:

  • признаёт, что повышение — это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность — это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» — признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета.

Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное — не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат — это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе — это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и мотивировать работников может.

И напоследок

Рекомендаций для начинающих управленцев гораздо больше, чем пять. Но мы попытались выбрать базовые советы, следуя которым молодой руководитель гладко войдёт в новую роль и не станет объектом негативных обсуждений в коллективе.

Источник: https://lifehacker.ru/nachinajushhij-rukovoditel/

4 шага начинающего руководителя

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

Итак, тебя назначили руководить отделом. Или возможно, ты пришел руководить подразделением в новую компанию. Как приступить к работе начинающему руководителю?

Твой план будет состоять из 4 действий:

  1. Войди в контекст
  2. Разработай план действий
  3. Раздай задачи подчиненным
  4. Запусти цикл контроля и оптимизации

1. Войди в контекст

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, начинающему руководителю нужно понять обстановку и окружение, в котором предстоит работать:

  1. Необходимо познакомиться и начать строить отношения со своим руководителем и со своими подчиненными, а также со смежниками, от которых будет зависеть твоя работа, и с ключевыми внешними контрагентами (клиентами, поставщиками и партнерами).
  2. Тебе нужно понять основные процессы, которые будут происходить под твоим руководством или при твоем участии, и ключевые показатели этих процессов.
  3. Тебе нужно освоить основные ресурсы (бюджеты, основные средства, программное обеспечение), которые есть в твоем распоряжении.
  4. Тебе нужно выявить весь комплекс проблем, которые существуют в твоем окружении и процессах, и понять общее направление движения твоего участка.

См. также: Вхождение в должность руководителя на примере великих.

2. Разработай план действий

Ты собрал информацию о том, в каком состоянии сейчас вверенное тебе подразделение, какие задачи перед ним стоят и куда оно должно прийти. Теперь настало время подумать.

  1. Собери воедино всю информацию о целях, которые тебе поставил твой руководитель, и о проблемах, которые ты услышал от подчиненных, смежников и контрагентов. Как они соотносятся между собой? Можно ли выявить среди них «корень зла» — одну или несколько ключевых проблем, которые являются причиной всех остальных? Решение этих «корневых» проблем и есть твоя цель.
  2. Дальше — декомпозиция целей. Что должно быть сделано, чтобы эта цель была выполнена? Что нужно сделать, чтобы более мелкие цели были выполнены? Нарисуй все получившиеся цели в виде дерева или иерархического списка. Продолжай этот процесс, пока у тебя не сложится ясная картина того, как решать твою задачу.
  3. Важный этап — согласовать получившийся план действий с своим руководителем и получить от него добро на исполнение. В зависимости от имеющегося времени не лишним будет согласовать этот план со своими смежниками и командой.

См. также: Как быстро добиться результата, правильно расставляя приоритеты.

Теперь ты готов к тому, чтобы делегировать задачи подчиненным.

3. Раздай задачи подчиненным

Правильная постановка задачи подчиненным — целое искусство. Задача должна быть правильной не только по содержанию, то есть вести к задуманному результату кратчайшим путем, но и по форме — содержать достаточно подробное описание требуемого результата, срок выполнения, быть измеримой и т.д.

Кто из твоих подчиненных потянет задачи из твоего списка? Какие задачи люди смогут, и, что немаловажно, захотят выполнять? Добавь к твоему списку или перечню задач фамилии людей, которым ты собираешься дать эти задачи.

Выбери форму, в которой ты будешь давать эти задачи: общее собрание, личная встреча, электронная почта? Общее собрание дает всем лучшее понимание того, кто что делает, но отнимает у всех много времени.

Личная встреча позволяет подробно обсудить задачи и способы их решения, но каждый будет работать в своей колее, не зная, над чем трудятся коллеги. Электронная почта также отнимает время, но не оставляет шансов для дальнейших споров о формулировке задачи.

Скорее всего, понадобится какая-то комбинация из этих трех способов.

См. также: 5 заповедей правильной постановки задач подчиненным.

4. Запусти цикл контроля и оптимизации

Безусловно, задача не начнет сразу решаться так, как задумано. Будет недопонимание, срывы сроков, некачественное выполнение и множество других проблем, свойственных человеческой природе. Здесь роль руководителя состоит в постоянном отслеживании ситуации и ее корректировке.

  1. Построй систему измерения ключевых KPI (ключевых показателей эффективности). Как пилоту нужна приборная доска, так и тебе понадобится четкое оцифрованное видение происходящего.
  2. Договорись с подчиненными о форме регулярного контроля — встречи, отчеты (устные или письменные). Важно осуществлять контроль преждевременно, не дожидаясь наступления сроков задач, так как тогда что-либо исправлять будет уже поздно.
  3. Наладь регулярную отчетность руководству. Не нужно ждать, пока тебя спросят о том как у тебя дела. Твоя обязанность — держать твоего босса в курсе. Будь то ежедневный имейл о результатах дня, еженедельная встреча, или большой ежемесячный отчет — нужно найти форму отчетности, удобную для вас обоих.
  4. Не забывай о том, что любой руководитель, особенно начинающий, сам также должен расти как лидер и самосовершенствоваться.

См. также:

А каковы были твои действия, когда ты стал руководитем?

Источник: http://tvoyplan.com/2013/04/20/new-manager/

6 Навыков Начинающего Директора

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

Любой бизнес, вопреки бытующему мнению – это не деньги инвесторов, это не производственные мощности, это не товар и не рабочие. Все перечисленное совершенно бесполезно, если нет человека (команды) которая сможет увязать все необходимое в одну систему. Систему, которая будет функционировать как единый организм, выполняющий весь комплекс процессов от идеи до получения прибыли.

Сегодня мы поговорим о навыках начинающего директора, о том, чем должен овладеть молодой руководитель для того, чтобы выстроить большой и стабильный бизнес.

Человеческий организм без головы представляет собой лишь гору мяса, не способную выполнять даже элементарные задачи.

Точно также любой бизнес без управления не более чем набор процессов, создающих неизвестно что. Генеральный директор решает Все, он же отвечает и за последствия.

В вашем бизнесе Генеральный директор это вы, независимо от того продаете ли вы газеты на улице или ваши офисы раскиданы по 100 странам мира.

Процесс развития бизнеса в любой сфере очень многогранен. Причем, количество областей, с которыми приходится сталкиваться при развитии своего дела и начинающему предпринимателю и руководителю компании гиганта мало чем отличается, отличается лишь их уровень.

Даже продажа газет требует найти поставщика, найти рынок сбыта, организовать доставку и продажу товара, провести расчет рентабельности и посчитать выручку — отдел закупок, продаж, рекламный отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел доставки и т.д., только все в одном лице.

Интернет бизнес подчиняются тем же законам.

Наверняка вы обращали внимание, что должность руководителя предприятия никогда не занимает человек с улицы. Это происходит не случайно, ведь ставки в традиционном бизнесе бывают очень высоки, в случае ошибки легким испугом отделаться может и не выйти.

Это сравнимо с тем как учить ребенка ходить. Можно поставить на край пропасти, может и научится, а может и… второго шанса не будет.

Для снижения риска, к управлению большими кораблями линейного бизнеса допускаются только опытные капитаны, имеющие за плечами опыт в различных сферах деятельности.

Даже не знаю к счастью или, к сожалению, но интернет бизнесе Генеральным директором становится каждый, кто начал им заниматься.

Огромный плюс этой системы в том, что, не рискуя миллионами, каждый может встать у руля своей маленькой (пока) корпорации, и получать бесценный опыт не из газет, книг и тренингов, а в реальной жизни.

По мере роста этой корпорации растут и соответствующие навыки ведения бизнеса.

И даже если бизнес-кораблик приплыл не туда или вовсе затонул, то ничего смертельного не произойдет, начать бизнес в интернете может любой среднестатистический человек десятки раз за свою жизнь.

Минус же заключается в том, что далеко не каждый человек способен овладеть всеми необходимыми навыками для того, чтобы выступать в роли директора.

Директор — это не тот кто получает самую большую зарплату, это тот, кто благодаря своим техническим знаниям, организаторским способностям и опыту создает доход себе и всей своей организации. Профессиональная непригодность существует и тут.

Огромное количество начинающих капитанов своего бизнеса так и не доплывают до финиша, не в силах овладеть всем необходимым. Часть же людей даже и не знают, какими навыками нужно овладеть для успеха, пополняя ряды тех, кто «был в бизнесе», но так и не понял что это такое.

У меня однажды был кандидат, который сказал: «Я хочу построить большой бизнес!», но при этом категорично ответил «Учиться лидерству я не хочу, мне этот навык не нужен!», пришлось с ним попрощаться.

Для того, чтобы вам было проще ориентироваться в мире бизнеса и вы понимали еще до начала то, чем вам необходимо будет овладеть на пути к успеху, для того, чтобы вы могли наметить себе план развития всех полезных навыков, без которых движение вперед невозможно я решил дать свои рекомендации.

Назвал я статью «6 навыков начинающего директора», т.к. любой интернет предприниматель, планирующий иметь серьезные доходы, является генеральным директором своей корпорации.

В основу этих шести навыков положена система обучения моих партнеров, которой пользуюсь я в своей команде, для взращивания настоящих лидеров, способных управлять многомиллионными Империями.

Эти 6 навыков создадут костяк вашего успеха, и развивая их, вы сможете создать из себя личность способную создать и успешно развить любой бизнес в этом мире.

1. Принятия решений и ответственности

Бизнес дает отдачу не за количество проделанной работы, а за результат. Есть результат хорошо, нет результата – неважно, почему его нет и кто в этом виноват. Можно тратить время в поисках виноватых, ждать пока кто-то другой даст подсказку, взяв на себя ответственность, но все это совершенно бессмысленная трата времени и нервов.

Самое первое, чему стоит научиться – это самостоятельно принимать правильные решения в своей жизни и быть готовым самостоятельно нести ответственность за их последствия. Без этого навыка в бизнес можете даже не соваться – 100% ничего хорошего не выйдет, какими бы другими полезными навыками вы не владели.

2. Планирование и анализ

В голове у руководителя любого бизнеса должна быть полная картина всего бизнеса. Только в этом случае он сможет трезво оценивать ситуацию, делать правильные выводы и принимать трезвые решения.

Поэтому, второе, чему необходимо научиться – это умение находить причинно-следственные связи в тех или иных процессах, то есть подвергать анализу все то, что происходит, а также уметь прогнозировать развитие событий при возникновении тех или иных обстоятельств, при принятии определенных решений и выполнении каких-либо действий.

Базовый навык аналитической деятельности приобретается интуитивно в процессе формирования личности человека на основе жизненного опыта. Чтобы этот процесс пошел быстрее стоит закрепить его хотя бы школьным курсом предмета «Логика», ну а дальше, постоянно тренировать себя анализом.

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

В бизнесе развитие аналитического мышления позволит избавиться от большого количества ошибок, неверных решений, недочетов, а также поможет делать наиболее полные и правильные выводы для принятия решений в будущем.

3. Маркетинг и Реклама

Любой бизнес, в какой сфере бы он ни находился, сводится к продаже. Производство, услуги – все это будет бесполезно, если не найдет своего потребителя. А взаимный поиск спроса и предложения осуществляется с помощью рекламы. Сарафанное радио, Интернет, средства массовой информации, рекламные щиты и растяжки – это лишь несколько инструментов, позволяющих найти целевую аудиторию.

Каждый из этих инструментов может быть раскрыт еще на десяток более мелких видов рекламной деятельности. И каждый такой вид имеет свои особенности. Знание всех особенностей, а тем более наличие навыка рекламы позволяет использовать для продвижения бизнеса наиболее оптимальные способы, сокращая при этом расходы и повышая эффективность.

4. Ведение переговоров

Ни один серьезный бизнес не может обойтись без человеческих контактов. Где-то они сведены до минимума, где-то общение занимает почти весь процесс, но в любом случае переговоры – это ключевой момент в бизнесе. Продавцы консультанты, дистрибьюторы сетевого маркетинга, руководители крупных компаний – успех всех этих людей определяется тем, как они могут общаться.

Один и тот же товар можно описать по-разному, одни и те же слова могут звучать совершенно непохоже и, все это имеет гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд.

Значение имеет все, внешний вид, слова, тембр голоса, внутренняя установка, навык ведения переговоров — это целая наука.

Ее достаточно сложно освоить по книгам, лучше всего действуют тренинги и практический опыт (продажи, сетевой маркетинг).

5. Обучение (партнеров, команды)

Любая задача имеет множество решений. Среди этих решений есть более или менее эффективные. При этом, все мы хотим, чтобы бизнес развивался быстрее, дешевле и стабильнее. Соответственно важно более эффективно использовать человеческие ресурсы. Не важно кто эти люди, ваши подчиненные или партнеры.

В любом случае, более эффективно они смогут действовать в том случае, если будут знать что нужно делать и уметь применять знание на практике. Передать знания и помочь приобрести необходимый опыт (навык) – прямая задача любого руководителя, заинтересованного в росте. Чем более профессионально и успешно действуют люди в команде, тем более успешным становится и ее лидер.

6. Лидерство, мотивация

Правят бизнесом конечно бизнес процессы, но вот участвуют в этих бизнес процессах люди. А люди подвержены эмоциям. В каких-то ситуациях это хорошо, в каких-то плохо, но факт остается фактом – эмоции есть. История знает много примеров, когда воодушевленные войска побеждали намного превосходящие силы врага (посмотрите фильм «Храброе Сердце»).

Точно также в бизнесе, высокий уровень мотивации заставляет людей достигать более высоких результатов. Порой эмоциональное состояние оказывает более сильное влияние, чем наличие или отсутствие технических навыков.

Эти 6 навыков начинающего директора, конечно же, не все, что потребуется для достижения успеха, на мой взгляд это лишь необходимый минимум, без овладения которым невозможно создать/развить успешный бизнес ни в какой области.

Источник: http://BiznesSystem.ru/6-navykov-nachinayushhego-direktora/

Чем отличается лидер от руководителя (формальное руководство от лидерства)

Практическое пособие начинающего руководителя: что отличает лидера

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям.

Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия.

Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников;отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника.

Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна.

Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего ания.

Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным.

Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам.

В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве.

В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе.

Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/chem-otlichaetsya-lider-ot-rukovoditelya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.