+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Содержание

Артикуляция – что это? И как её развить?

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Язык является главным органом речи, помогающим произносить звуки и слова. Несмотря на то, что он без костей, его всё равно нужно тренировать.

Ведь благодаря нему мы можем говорить, и чтобы это делать правильно, необходимы упражнения на артикуляцию. Если тренировкам уделяется мало времени и внимания, то взрослый и ребёнок не могут общаться со всеми должным образом.

В результате возникает нарушение на психологическом, а также эмоциональном уровне. Приобретаются разнообразные комплексы.

Поэтому важно с детьми заниматься уже с раннего возраста. Гимнастика, включающая в себя упражнения по артикуляции, значительно помогает в этом вопросе. Двухлетние дети начинают быстрее разговаривать, а детки постарше исправляют в своей речи существующие недочёты.

Взрослым также необходимо в процессе жизни развивать свою речь. Для этого важно много читать вслух, использовать разные упражнения.

Задачи для развития речи

1. Артикуляция – что это? Прежде всего, помощь. Она помогает скорректировать и предупредить неправильное произношение речи. Кроме того, улучшает ораторские способности.

2. Воспитание грамотной речи.

3. Необходимо восполнять словарный запас как взрослого, так и ребёнка.

4. Развитие слухового внимания, а также фонетического слуха.

Упражнения для развития речи

Артикуляция – что это? По своей сути, это правильная работа языка и ых связок. Значит, необходимо эти мышцы совершенствовать, чтобы они не были слабыми. В связи с этим занятия должны проводиться ежедневно для тонуса органов, участвующих в произношении звуков, слов.

Времени такие занятия занимают немного. В противном случае дети быстро устанут и совсем не захотят заниматься. Взрослые же в силу своей занятости просто не смогут тратить много времени на своё самосовершенствование.

Сложность упражнений выбирается в зависимости от уровня, на котором находится человек в данный момент.

Артикуляция звуков речи обязательно должна выполняться в определённой последовательности. Если речь идёт о детях, то предпочтительно учитывать возраст ребёнка.

Следует для начала ему рассказать истории и сказку, отвечающие теме упражнений. Затем уже можно показать саму технику выполнения. Дальше малыш должен попробовать повторить, при этом контролируя движение органов речи перед зеркалом.

Важно в этот момент за ним наблюдать, чтобы сразу исправить имеющиеся неточности.

Взрослый также обязан делать упражнения перед зеркалом, стараясь выполнять все правильно. Произносить слоги, предложения, контролируя процесс.

Когда можно начинать заниматься?

Когда дело касается детей, тренировку можно начинать уже с трёх месяцев. Здесь просто произносятся разные звуки. Фонетика помогает малышу научиться различать тональности голоса. Когда уже ребёнок начинает лепетать, идёт следующий этап. Здесь уже произносятся слова, звуки. После того как малыш уже научился говорить, начинается более серьёзная артикуляция звуков речи.

У взрослых программа гораздо сложнее и обширнее. Здесь идёт направление не только на развитие речи, но и на её совершенствование.

Для произношения звуков

Распространённая проблема – произношение звука «Р». Для её исключения необходимо заниматься по десять минут каждый день. Конечно, лучше начинать борьбу с детства. Занятия помогут стать язычку малыша гибким, подвижным, а также поспособствуют лёгкому произношению других звуков. Важно, прежде всего, придумать сценарий, чтобы ребёнку было интересно, а дальше уже идёт игра.

1. Суть первого упражнения – это представить, что малыш едет на лошадке. Следует спросить его: «Ты знаешь, как она цокает копытами?». Пусть ребёнок повторит за взрослым звук цокающих копыт лошади.

2. Следующее упражнение – плавный переход из первого. Здесь ребёнок оказывается уже на птичьем дворе и видит индюка. Нужно спросить: «Как разговаривает эта птица?» «Бл-Бл-Бл» малыш должен повторить за взрослым.

3. Дальше идёт упражнение, где язычок стал непослушным, как мячик. Попросите ребёнка определить, где во рту у него «пол» и «потолок». Разрешите ему попрыгать язычком, будто мячиком, доставая их по очереди.

Произношение звуков у взрослых

При тренированном речевом аппарате появляется хорошая артикуляция. Что это произносится, окружающие прекрасно понимают. Для четкой речи существуют также специальные упражнения.

1. Надо поднять брови, подержаться и резко зажмуриться. Потом вытянуть губы в трубочку, а дальше улыбнуться. Это помогает контролировать мышцы лица.

2. Следующее задание – необходимо подвигать челюстью в разные стороны. Открыв рот, надо начинать двигать челюстью вправо, а потом влево. Дальше произносить разные слоги, меняя тональность голоса.

3. Потом начните зевать, произнося при этом звуки “ААХ”, “ОХХ”, “УХХ”.

4. Также необходимо вслух декламировать стихи, рассказы и прозы. Это помогает выработать чёткость, из-за чего артикуляция речи будет красивой и правильной.

Упражнения в стихах

Артикуляция – что это значит? Скорее всего, то, когда взрослые и дети правильно говорят, произносят звуки, фонетика при этом четкая и понятная. В связи с этим следует учить разные стихи, рассказывать истории. Если занятия проводятся с детьми, то игрушки помогут придумать сценки и с помощью них разыгрывать сюжет.

Можно устраивать концерты на дому, чтобы малыш, стоя в центре, рассказывал стихи, пел песни или просто общался со всеми. Взрослым этот метод также поможет раскрепоститься, натренировать свою речь, избавиться от многих комплексов, например, стеснения выступать на публике.

Главное, уделять занятиям много времени и иметь огромное желание разговаривать правильно.

Источник: http://fb.ru/article/156509/artikulyatsiya---chto-eto-i-kak-e-razvit

Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки.

С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов.

Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Подбираем гимнастику правильно

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте.

Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий.

Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika.html

Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • щек;
  • губ;
  • уздечки.

Общие рекомендации

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Совет

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут.

Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ.

Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Совет

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.

Блок упражнений для развития мышц губ

  • «Улыбочка». Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик». Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска». Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка». Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки». Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики». Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел». Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор». Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто». Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка

  • «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек

  • «Шарики». Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/fizicheskoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Развитие артикуляции у детей и взрослых

Для произнесения правильных звуков с уместной интонацией человек тратит много сил. Для воспроизведения устной речи работает множество органов, каждый из них должен быть задействован в свое время, соответственно определенному положению.

С самого рождения у малыша происходит становление речевого аппарата, он учится произносить звуки, затем слова, с каждым моментом взросления речь меняется, и приобретаются новые навыки.

Каждый возраст имеет свои критерии оценки устной речи, некоторые дети немного отстают от нормы, многие имеют нарушения речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика призвана помочь малышу в развитии речи, скорректировать недостатки и патологии у детей и взрослых. Логопедические задания формируют четкое произношение, движения лицевых мышц во время разговора. Комплекс заданий подбирается по индивидуальным параметрам, для здоровых детей, ребят с патологиями и взрослых людей упражнения должны быть разными.

В каких случаях применяют артикуляционную гимнастику

Логопедические тренировки могут быть полезными детям любого возраста, чтобы добиться хорошей дикции нужно иметь активную работу мышц лица. В последнее время очень часто выявляются патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста.

Артикуляционные упражнения для детей, у которых есть отклонения в правильности звукопроизношения, является необходимой мерой и частью коррекции.

Цель логопедических тренировок – развить и поставить понятное для всех окружающих произношение звуков, выработать четкие движения речевого аппарата.

Даже небольшие дефекты речевого развития и произношения могут испортить всю оставшуюся жизнь человека, развить психологические комплексы перед сверстниками и загубить этим на корню становление личности. Свистящие или не правильно произносимые звуки получаются из-за отклонения в развитии артикуляционного аппарата, мышцы всех органов, участвующих в речи, должны быть хорошо развиты.

Современные педагоги дошкольных учреждений и младших классов рекомендуют включать логопедические задания для речевого аппарата не только в случае коррекции нарушений, но и для здоровых, правильно развивающихся детей. Таким образом, тренировки речевого аппарата, станут мерой профилактики появления отклонений устной речи.

Несколько главных причин для обращения к логопедическим заданиям:

  • в некоторых случаях легкие отклонения можно исправить в домашних условиях, без участия специалиста;
  • дети с серьёзными патологиями получат шанс заговорить четко, данные задания с логопедом ускорят процесс выздоровления и поставят отличную дикцию;
  • медленное или невнятное произношение у детей также корректируется данными упражнениями, с помощью занятий легко убирается эффект «каши во рту»;
  • комплексы заданий есть для всех возрастов, начиная от малышей от 2х лет, заканчивая взрослыми людьми.

Важно! Для детей хорошее произношение очень важно, для успехов в обучении, так как вместе с устной речью происходит становление письма.

Специалист – логопед подбирает комплекс упражнений, основываясь на возрасте и индивидуальных отклонениях. Артикуляционная гимнастика для дошкольников является хорошей помощью в обучении и становлении правильной дикции.

Комплексы упражнений для развития артикуляции в разных возрастных группах

В младенческом возрасте уже начинается активная работа органов речи: губы, язык, щеки, нёбо, гортань, носоглотка; работает мимика, происходят движения челюстью. Это первые шаги к становлению артикуляционного аппарата и устной речи. Специалисты логопеды составляют комплексы артикуляционной гимнастики для малышей с 2х лет.

Работа с логопедом может проводиться массово (целыми группами), индивидуально со специалистом или дома с родителями. В домашних условиях занятия целесообразны только в том случае, если у человека нет серьёзных отклонений.

В гимнастический комплекс входят упражнения, которые способны укрепить лицевые мышцы, развить точную подачу их силы и подвижность, для активного участия в постановке устной речи. Логопедическая тренировка состоит из двух видов упражнений:

  1. статические – на удерживание одной позы;
  2. динамические – предполагают ритмичные занятия с постоянной сменой движений и поз.

Целью гимнастики является развитие умения контролировать силу голоса, оттачивание правильных движений мышц речевого аппарата, в соответствии с которыми формируется четкое произношение звуков и активный поток устной речи.

Артикуляционные комплексы должны соответствовать возрастной группе:

  • Комплекс занятий для детей от 2х до 4х лет должен быть, в первую очередь, не долгим, так как таким малышам сложно удерживать внимание. Заниматься с детьми такого возраста можно 5-10 минут за весь день, если малыш не усидчивый, можно делить это время на два подхода – утром и вечером. В данный комплекс артикуляционной гимнастики входят следующие динамические упражнения: «часики», «змейка», «шарики». Статические: «бегемот», «блинчик», «улыбка». Посмотреть подробнее варианты заданий для данного возраста можно на страницах нашего сайта, рекомендуется составить план занятий дома, вместе с логопедом – специалист объяснит, как правильно выполняется каждое упражнение и сможет следить за улучшениями малыша.
  • Комплекс упражнений для детей от 4х до 7ми лет. В возрасте 3х лет уже можно выяснить, как развивается речь у ребенка в соответствии с нормами. Обычно составляются более продолжительные занятия, дети старше 5ти лет уже легче поддаются обучению и способны долго сидеть на месте. Важно постоянно подбадривать и хвалить чадо, данные уроки – не место для критики. Такая артикуляционная гимнастика может содержать в себе занятие «заборчик», в котором малыш должен широко улыбнуться, чтобы были видны оба ряда сомкнутых зубов, такую позу нужно удерживать 10 секунд. Артикуляционная гимнастика в данном возрасте помогает усваивать письменную речь. Хорошо включить сюда упражнение «качели», для тренировки мышц языка и верхнего нёба. Длительность выполнения упражнения в данной возрастной категории может достигать 15ти минут в день.

Артикуляционная гимнастика для взрослых должна составляться специалистом, коррекция отклонений в возрасте старше 7ми лет дается намного сложнее, так как формирование артикуляционного аппарата уже полностью произошло.

Правила поведения занятий

Трудности в четком произношении звуков и слов во многих случаях можно скорректировать с помощью комплекса артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по правильному выполнению логопедических тренировок:

  1. занятия не должны перегружать психику ребенка и выматывать его, это касается и взрослых людей – не надо усердно биться над каждым упражнением, пока не начнет кружиться голова – все должно быть постепенно и медленно;
  2. задания лучше выполнять перед зеркалом;
  3. все упражнения лучше выполнять под счет, задавая темп, который сможет потянуть малыш;
  4. занятия должны проходить регулярно, в течение длительного времени, каждый раз в упражнения нужно вносить что-то новое, увеличивая сложность;
  5. с детьми дошкольного возраста лучше заниматься 2 раза в день по 7 минут;
  6. важно следить за изменениями, поэтому заниматься лучше со специалистом – логопедом;
  7. в случае с патологиями, занятия должны сопровождаться работой с психологом, массажем, посещением невролога.

Детей 2х-3х лет сложно посадить заниматься, поэтому все упражнения нужно выполнять в игровой форме, на нашем сайте можно найти комплексы занятий в стихах – такая веселая артикуляционная гимнастика не утомляет раньше времени малыша.

Подобные развивающие тренировки в домашних условиях не способны полностью заменить занятий в логопедическом кабинете, только логопед сможет поставить правильно развитую речь.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika.html

Расстройство развития артикуляции

Развитие артикуляции у детей и взрослых

характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи, в результате чего речь становится патологической. Развитие в области языка в пределах нормы.

Для обозначения этих явлений применяется ряд терминов: младенческая речь, лепетанье, дислалия, функциональные расстройства речи, инфантильная персеверация, инфантильная артикуляция, задержанная речь, шепелявость, неточность устной речи, ленивая речь, специфическое нарушение развития речи, а также неаккуратная речь.

В большинстве легких случаев интеллект сильно не нарушен, и возможно спонтанное выздоровление. В тяжелых случаях может быть полностью непонятная речь, что требует длительного и интенсивного лечения.

Определение

Расстройство артикуляции определяется как значительное нарушение овладения нормальной артикуляцией звуков речи в соответствующем возрасте.

Это состояние не может быть обусловлено первазивным расстройством развития, умственной отсталостью, нарушением механизмов внутренней речи или же неврологическими, интеллектуальными нарушениями и нарушениями способности слышать.

Расстройство, проявляющееся частым неправильным произношением звуков, заменой или пропуском их создает впечатление «младенческой речи».

Ниже приведены диагностические критерии для расстройства развития, артикуляции.

  • А. Значительное нарушение способности правильно использовать звуки речи, которые должны были бы уже развиться в соответствующем возрасте. Например, у трехлетнего ребенка неспособность произнести звуки п, б и т, а у 6-летнего — р, ш, ч, ф, ц.
  • Б. Не связано с первазивными расстройствами развития, умственной отсталостью, нарушением способности слышать, расстройством механизма устной речи или неврологическим расстройством.

Это расстройство не связано с какими-либо анатомическими структурами, слуховыми, физиологическими или неврологическими нарушениями.

Это расстройство относится к ряду различных нарушений артикуляции, варьирующих от легких до тяжелых форм. Речь может быть полностью понятной, частично понятной или непонятной.

Иногда нарушено произношение только одного звука речи или фонемы (наименьший объем звука) или же поражаются многие звуки речи.

Эпидемиология

Частота расстройств развития артикуляции установлена приблизительно у 10% детей младше 8 лет и приблизительно у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство в 2—3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Этиология

Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Обычно полагают, что простая задержка развития или задержка в созревании неврологических процессов, а не органическая дисфункция лежит в основе нарушения речи.

https://www.youtube.com/watch?v=g0O7hUa6t3w

Непропорционально высокий уровень расстройств артикуляции обнаружен среди детей из больших семей и низких социоэкономических классов, что может указывать на одну из возможных причин — неправильная речь дома, и подкрепление недостатка со стороны этих семей.

Конституциональные факторы больше, чем факторы окружающей среды оказывают влияние на то, что ребенок будет или не будет страдать расстройством артикуляции.

Высокий процент детей с этим расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, может указывать на наличие генетического компонента.

Как было показано, плохая моторная координация, слабая латерализация и право- или леворукость не имеют отношения к расстройству развития артикуляции.

Клинические особенности

В тяжелых случаях это расстройство распознается впервые в возрасте около 3 лет. В менее тяжелых случаях расстройство может быть неочевидным до 6-летнего возраста.

Существенные особенности расстройства развития артикуляции включают артикуляцию, которая оценивается как дефектная при сравнении с говором детей того же самого возраста и которая не может быть объяснена за счет патологии интеллекта, слуха или физиологии речевых механизмов.

В очень легких случаях может быть нарушение артикуляции только одной фонемы. Обычно нарушаются одиночные фонемы, те, которые осваиваются в более старшем возрасте, в процессе нормального овладения языком.

Речевые звуки, которые наиболее часто неправильно произносятся, являются наиболее поздними в последовательности осваиваемых звуков (р, ш, ц, ж, з, ч). Но в более тяжелых случаях или у маленьких детей может быть нарушение произношения таких звуков, как л, б, м, т, д, н, х. Может нарушаться произношение одного или более речевых звуков, но никогда не нарушается произношение гласных.

Ребенок с нарушением развития артикуляции не может произносить определенные фонемы правильно и может искажать, заменять или даже пропускать фонемы, которые он не может правильно произнести. При пропускании фонемы отсутствуют полностью—например, «гоой» вместо «голубой».

При замещении трудные фонемы заменяются на неправильные—например, «кволик» вместо «кролик». При искажении подбираются примерно правильные фонемы, но произношение их неправильное. Изредка к фонемам что-то добавляется, обычно гласные.

Считается, что пропуски являются наиболее серьезным типом нарушения, замена— следующим по тяжести нарушением, а затем следует искажение, как наименее тяжелый тип нарушений.

Пропуски наиболее часто обнаруживаются в речи у маленьких детей и появляются в конце слов или кластеров согласных. Искажения, которые обнаруживаются в основном у старших детей, выражаются в звуках, которые не являются частью речевого диалекта.

Искажения могут быть последним типом нарушения артикуляции, сохранившимся в речи детей, у которых нарушения артикуляции уже почти исчезли.

Наиболее частым типом искажения является «латеральное ускользание», при котором ребенок произносит звуки с потоком воздуха, проходящим через язык, что производит свистящий эффект, а также «шепелявость», при которой формирование звука происходит при очень близком расположении языка к небу, что производит шипящий эффект.

Эти нарушения часто непостоянны и случайны. Фонема в одной ситуации может произноситься правильно, а в другой — неправильно. Нарушения артикуляции особенно часто имеют место в конце слов, в длинных синтаксических комплексах и предложениях и во время быстрой речи.

Пропуски, искажения и замены также появляются у нормальных детей, обучающихся говорить, если нормальные дети быстро исправляют свое произношение, дети с расстройством развития артикуляции—нет. Даже по мере роста и развития ребенка, когда произношение фонем улучшается и становится правильным, это иногда касается только вновь познанных слов, тогда как ранее выученные неправильно слова могут по-прежнему произноситься с ошибкой.

К третьему классу дети иногда преодолевают расстройство артикуляции. Однако после четвертого класса, если ранее недостаток не был преодолен, спонтанное излечение от него маловероятно, поэтому особенно важно произвести коррекцию расстройства до развития осложнений.

В большинстве легких случаев восстановление от расстройств развития артикуляции спонтанное, и часто ему способствует поступление ребенка в детский сад или школу.

Этим детям полностью показаны занятия с логопедом, направленные на постановку звуков речи, если у них нет спонтанного улучшения к шести годам.

Для детей со значительными нарушениями произношения, с непонятной речью и особенно для тех из них, кто сильно переживает свой дефект, надо обеспечить раннее начало занятий.

Обычно имеют место и другие специфические расстройства развития, включая расстройство развития экспрессивной речи, расстройство развития рецептивной речи, расстройство чтения и расстройство развития координации. Может также быть функциональный энурез.

Задержка в развитии речи, достижения в этом развитии определенной вехи, например, произнесение первого слова и первого предложения, также отмечается у некоторых детей с расстройством развития артикуляции, но большинство детей начинает говорить в обычном возрасте.

Дети с нарушением развития артикуляции могут обнаруживать множество сопутствующих расстройств социального, эмоционального и поведенческого характера.

Приблизительно у '/з из этих детей отмечается наличие психического расстройства, например, гиперреактивность с расстройством внимания, расстройство в виде тревожности при разлуке с близкими, расстройство в виде избегания, нарушение адаптации и депрессия.

Те дети, у которых отмечается тяжело выраженное расстройство артикуляции, или те, у которых расстройство протекает хронически, без ремиссий или повторно, составляют группу риска в отношении развития психических заболеваний.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем.

Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Прогноз

Выздоровление часто спонтанное, особенно у детей, у которых нарушение артикуляции включает только несколько фонем. Спонтанное выздоровление редко наступает в возрасте старше 8 лет.

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции.

Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Источник: http://www.nevromed.ru/stati/p_articulat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.