+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Роль руководителя в системе управления организацией

Содержание

Роль руководителя в системе управления организацией, Менеджмент – Курсовая работа

Роль руководителя в системе управления организацией

Стр.

Введение

1. Роль руководителя в системе управления

1.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

1.2. Разделение труда в управлении

1.3. Руководитель организации и его функциональная роль

2. Изучение роли и места руководителя в системе управления ОАО «Пензмаш»

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Изучение личности руководителя и коллектива на ОАО «Пензмаш»

2.3. Проведение исследования ролевых управленческих ка-честв руководителя организации

3. Рекомендации по повышению эффективности руководителя в трудовом коллективе

3.1. Рекомендации по улучшению социально-психологического взаимодействия в коллективе ОАО «Пен-змаш»

3.2. Разработка рекомендация по построению модели деловых качеств необходимых для конкретной должности

Заключение

Библиографический список

Приложение 3

6

6

9

11

16

16

18

28

32

32

34

38

42

44

Введение

Особая роль в организации принадлежит руководителю потому, что только он в состоянии приложить достижения науки управления и экономики к конкретным ситуациям и условиям, дополнить системный подход ситуацион-ным подходом.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригод-ность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого «лучшего» способа управлять организацией.

Самым эффективным ме-тодом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответст-вует данной ситуации.

Выбор методов руководства зависит от стиля управления. Авторитарный стиль управления связан преимущественно с применением дисциплинарного воздействия. Авторитарный стиль управления характеризуется неумением или нежеланием предоставлять подчиненным самостоятельность.

Это нежелание может быть вызвано состоянием коллектива, сложностью состояния организа-ции и др. Либеральное руководство возможно лишь в том случае, если каждый подчиненный — личность и специалист высокого класса. Следует помнить, что лучшего стиля руководства не существует.

В каждом конкретном случае стиль руководства оределяется такими факторами: способности и личные ка-чества подчиненных; степень развитости коллектива; характер деятельности; стиль руководства непосредственного начальника; традиции и принципы управления, действующие в данной организации.

Руководитель должен быть гибким и умело сочетать применение орга-низационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления.

Для реализации возложенных на руководителя функций, ему необходимы власть и влияние. Лидерство и формы власти характеризуют стили управления.

Эффективность руководства во многом определяется соответствием ин-дивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.

В наиболее общей, интегрированной форме требова-ния к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему пред-приятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количе-ство таких ролей.

Например, американский ученый В. Ансофф указывает четы-ре основные роли руководителя*86*:

1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организа-ции. Как отмечают Г. Кунц и С. 0'Доннел, если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на

6. или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе;

2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководите-ля контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реали-зации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;

3) роль планировщика. Главные задачи этой роли оптимизация буду-щей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных на-правлениях деятельности организации;

4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к опре-деленному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

Объектом исследования является система управления коллективом.

Предметом изучение ролевых качеств руководителей и их влияние на эффективность управления коллективом.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управле-ния будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему ролевые требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех лич-ностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

Основным объектом представленной ниже работы является конкретное предприятие — ОАО «ПЕНЗМАШ».

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

диагностика личностных качеств руководителей и их заместителей;

определение стиля управления коллективом;

анализ эффективности работы руководителей и их заместителей;

составление перечня качеств личности современного руководителя;

составление программы совершенствования личности руководителя.

Методологическую основу исследования составляют: психологические теории личности, взгляды различных психологов на роль руководителя в про-цессе управления (Бандурка А.М., Розанова В.А., Кабаченко Т.С. и др.), теории управления педагогическими системами Лазарева В.С., Поташника М. М, Сла-стенина В.А.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ ли-тературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, тестиро-вание, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение, деловая игра, лекция, семинар, анализ результатов исследования.

Методологическую основу исследования составила теория, выработанная в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области менеджмента и управления: Резник С.В., Виханский О.С., Минеева Н.В., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и других.

При проведении анализа были использованы материалы, предоставленные ОАО «ПЕНЗМАШ», руководством регионального представительства.

Теоретическая база исследования основана на работах отеественных и зарубежных авторов посвящённых вопросам функционального подхода и его изучения как функции управления.

Выдержка из текста

1. Роль руководителя в системе управления

1.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умствен-ный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совмест-ной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, отно-симых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда инфор-мация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изме-нения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда вы-ступают, прежде всего средства работы с информацией. Результат же их дея-тельности оценивается по достижению поставленных целей.

самого понятия «управленческий персонал» трактуется до-вольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), на-пример, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой ка-тегории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специали-сты-профессионалы /7.30/.

Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Требования к их профес-сиональной компетенции можно условно подразделить на две группы.

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление Они включают:

умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

информированность (информация это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;

знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать ра-боту предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи /5.87/.

Список использованной литературы

Библиографический список

1.Трудовой Кодекс РФ, Москва, «Проспект», 2002.

2.Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной рабо-те.- «Бизнес Без Проблем-Персонал» № 5, 2002.

3.Борисова Е. Организация управления персоналом. Поведенческие ошибки при проведении аттестации.- // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 1(2) (www.personal-mix.ru)

4.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организа-ция, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2005.- 416 с.

5.Воробьев В.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персона-ла.//СОЦИС, 2006.- № 11

6.Дугина О.А. Как повысить эффективность проведения обучения.-// Персо-нал № 3/2001.

7.Егоршин А.П. Управление персоналом.- Н. Новгород, 2007.

8.Завьялова Е., Логинова А. Личность, коллектив, команда. Роли в команде: российский вариант.- // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 5(18) (www.personal-mix.ru)

9.Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе.- // Человек и труд № 2/2003.

10.Магура М.И. Как повысить отдачу от обучения персонала.- // Управление персоналом № 11,2000.

11.Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами ор-ганизации.- // Управление персоналом' № 7, 2000

12.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Под ред. Евенко Л.И.: Перевод с англ.- М.: Дело, 2002.- 702 с.

13.Мобильность кадров.- // Управление персоналом № 6, 2000.

14.Попова Л. Кадровый аудит как система оценки человеческого потенциала компании.- // Кадровый вестник. № 2, 2000.

15.Резник С.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра — М, 2006. 572 с.

16.Резник С.Д. Персональный менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра М, 2005. -639с.

17.Резник С.Д. Управление персоналом. — Учебное пособие — Пенза, ПГАСА, 2007. — 340с.

18.Савина И. От мотивации к партнёрству идеология XXI века. — «Управле-ние персоналом» № 6, 2003

19.Севастьянова О. Рынок труда и проблемы найма персонала -// ПЕРСО-НАЛ-МИКС № 2(9) (www.personal-mix.ru)

20.Солтицкая Т. Практикум менеджера по персоналу. Формирование тренин-говой культуры в компаниях. — // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 4(5) (www.personal-mix.ru)

21.Торчинский М. Мотивация перехода. Что движет кандидатом при смене работы?- «Управление персоналом» № 6, 2003.

22.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия.- М., 2000.

23.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2005.

24.Управление персоналом в системе современного менеджмента. Управле-ние персоналом. Учебник под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М, 2001

25.Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА -М, 2007

26.Цыпкин Ю.А. Управление персоналом.- М., 2001.

27.Черемных О. Роль функционального консультанта в подборе персонала. — «Управление персоналом» № 6, 2003.

28.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.- // Управление персоналом. '№ 4, 2000

29.Шкатула В.И. Настольная книга менеджера по кадрам.- М., 2000.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим инструкциям.

Источник: http://nadfl.ru/work/10736/rol-rukovoditelya-v-sisteme

Роль руководителя в коллективе и управлении организацией

Роль руководителя в системе управления организацией

В этой статье я хочу рассмотреть основные роли руководителя в коллективе и управлении организацией.

Успех любой компании, любой бизнес-структуры, как минимум, наполовину зависит от ее руководителя, которому приходится выполнять сразу несколько функций или ролей.

Далее рассмотрим, что же это за роли и функции руководителя, в чем заключается каждая из них, как ее правильно выполнять, и как развивать в себе способности к выполнению этих ролей. Думаю, что всем действующим и будущим руководителям любого уровня это будет интересно.

Итак, любой современный руководитель, независимо от того, чем и кем он управляет (крупным или небольшим предприятием любой формы собственности, структурным подразделением, отделом или любым рабочим коллективом), чтобы быть эффективным, должен сочетать в себе, как минимум, 6 ролей:

1. Дипломат;

2. Профессионал;

3. Член команды;

4. Менеджер;

5. Предприниматель;

6. Хозяин.

Теперь рассмотрим все эти роли и функции руководителя в управлении организацией более подробно.

Роль руководителя №1: Дипломат

Прежде всего, руководитель любого коллектива должен выполнять в нем дипломатические и представительские функции.

То есть, он должен представлять интересы коллектива и его сотрудников на переговорах с вышестоящим руководством, интересы бизнес-подразделения на переговорах с клиентами.

Кроме того, сюда относится роль руководителя по поддержанию здорового социально-психологического климата в коллективе: он должен дипломатично разрешать конфликты между сотрудниками и мотивировать их к продуктивной работе.

Что включает в себе роль дипломата?

– Руководитель должен развивать и совершенствовать свои деловые качества, умение вести переговоры, умение слушать и слышать других людей;

– Роль руководителя – это всегда и роль психолога в коллективе: ему необходимо быть психологом для каждого из своих подчиненных по отдельности и для коллектива в целом. Поэтому необходимо изучать и применять на практике психологические аспекты управления коллективом;

– Руководитель должен быть убедительным, уметь четко и грамотно строить свою речь, внушать доверие;

– Слова руководителя никогда не должны расходиться с делом, он должен иметь безупречную деловую репутацию;

– Если руководитель был не прав – он обязательно должен это признать и извиниться, в том числе, перед своим сотрудником.

Роль руководителя №2: Профессионал

Любой руководитель должен быть профессионалом в своей области. Он должен использовать свои знания, навыки, умения для достижения поставленных перед коллективом целей и задач, быть примером в глазах своих сотрудников. Роль руководителя в коллективе – это всегда и роль эксперта, к которому каждый сотрудник может обратиться за профессиональной помощью.

Что включает в себя роль профессионала?

– Руководитель должен иметь экспертный уровень знаний в своей области;

– Руководитель должен уметь выполнять работу, требуемую от сотрудников, на уровне не хуже и даже лучше их;

– Роль руководителя в организации заключается и в поиске путей повышения эффективности работы своего коллектива, возможно – совместно с сотрудниками, например, путем метода мозгового штурма;

– Руководитель должен оказывать помощь в решении профессиональных задач своим сотрудникам, быть для них примером;

– Руководителю следует постоянно повышать свой уровень знаний в области работы и совершенствовать свои профессиональные навыки и умения.

Роль руководителя №3: Член команды

Роль руководителя в любом коллективе заключается еще и в том, что он выступает, как один из участников этого коллектива, его составная часть, его связующее звено.

Он должен делать все возможное для того, чтобы вся команда работала как одно целое, ведь неоднократно доказано, что совокупная работоспособность хорошо слаженного коллектива существенно выше, чем суммарная работоспособность всех его участников по отдельности, благодаря эффекту синергии.

Роль руководителя в том, чтобы сделать из какого-то количества людей настоящую команду, увеличить их совокупный потенциал по закону синергии.

Что включает в себя роль члена команды?

– Руководитель должен грамотно делегировать полномочия с учетом профессиональных и личностных особенностей каждого сотрудника;

 – Руководитель должен обеспечить максимально эффективное рабочее взаимодействие между всеми членами команды;

– Руководитель должен вносить свой вклад в общее дело как один из членов команды;

– Руководитель должен поддерживать командный дух и здоровый психологический климат в коллективе.

Роль руководителя №4: Менеджер

Следующая роль руководителя в управлении организацией – роль менеджера. Пожалуй, эту роль руководителя можно назвать самой главной.

Каждый руководитель – это, прежде всего, менеджер, который должен уметь быстро и эффективно выполнять поставленные задачи, изыскивать ресурсы для их выполнения, и т.д.

Он должен придерживаться стратегии работы организации, способствовать достижению ее стратегических целей, и вырабатывать для этого наиболее эффективные тактические ходы.

Что включает в себя роль менеджера?

– Руководитель должен вырабатывать оптимальные пути выполнения задач, стоящих перед его организацией/подразделением;

– Руководитель должен уметь изыскивать и эффективно распределять ресурсы для достижения поставленных целей;

– Руководитель должен принимать во внимание риски, которым подвергается деятельность его организации, и обеспечивать их минимизацию;

– Роль руководителя в управлении организацией заключается и в обеспечении двухсторонней связи на всех уровнях: между руководителем и коллективом, между руководителем и высшим руководством, между организацией и клиентами, между организацией и партнерами, между организацией и контролирующими органами и т.д.

Роль руководителя №5: Предприниматель

Еще одна немаловажная роль руководителя в организации – роль предпринимателя. Он должен стремиться создавать новые ценности, видеть возможности развития своей компании или ее подразделения, видеть будущее и приближать его. Кроме того, роль руководителя в управлении заключается в умении принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Что включает в себя роль предпринимателя?

– Руководитель должен отслеживать современные тенденции развития отрасли и своевременно совершенствовать свою структуру с их учетом;

– Руководитель должен следить за важными новостями, касающимися технологических, юридических, налоговых и прочих аспектов деятельности его организации и своевременно на них реагировать;

– Роль руководителя заключается в поиске новых идей, заимствовании эффективных чужих идей, и успешном внедрении их в работе своей бизнес-структуры;

– Руководитель должен обеспечивать достойный уровень конкуренции своей компании на рынке.

Роль руководителя №6: Хозяин

И, наконец, последняя, очень важная роль руководителя в организации – роль хозяина. Даже если руководитель не является владельцем компании юридически, либо руководит только структурным подразделением, для своего коллектива он должен выполнять роль хозяина.

Руководитель как хозяин должен ставить интересы компании выше собственных интересов и интересов его коллектива, в нужный момент проявлять свои волевые качества, лидерские качества, полностью фокусировать свою деятельность на достижении успеха вверенным ему подразделением.

Что включает в себя роль хозяина?

– Руководитель должен полностью отдавать себя работе, ставить рабочие интересы выше личных. Если у него не получается так делать – возможно, ему не стоит руководить, он не сможет быть эффективным руководителем;

– Того же самого руководитель должен требовать от каждого своего сотрудника;

– Руководитель должен обладать сильной волей, уметь говорить “нет” в случае необходимости, уметь принимать кадровые решения;

– Руководитель должен всегда иметь кадровый резерв и заменять неэффективных сотрудников эффективными, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

– Руководитель всегда должен брать на себя ответственность за свои неудачи, не перекладывая ее на кого-то другого. А вот победы лучше представлять как достижение всего коллектива, каждого сотрудника, что будет укреплять командный дух и мотивировать к дальнейшей продуктивной работе;

– Роль руководителя как хозяина заключается и в правильном выборе методов материальной и нематериальной мотивации персонала в пределах его компетенции.

Как вы видите, роль современного руководителя в коллективе – это целое сочетание множества ролей и функций, это большой комплекс качеств, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать по-настоящему эффективный руководитель. Кроме того, роль руководителя заключается и в постоянном развитии, совершенствовании всех этих качеств, знаний, навыков, умений, поскольку в современных условиях они быстро устаревают и утрачивают свою актуальность.

Успехов вам в сложной и многогранной работе руководителя. До новых встреч на Финансовом гении – сайте, где вы всегда найдете множество полезных советов и рекомендаций, которые помогут вам быть эффективным руководителем.

Источник: http://fingeniy.com/rol-rukovoditelya-v-kollektive-i-upravlenii-organizaciej/

Роль руководителя в организации

Роль руководителя в системе управления организацией

Согласно сложившимся традициям, в центре каждой компании находится топ-менеджер, и роль руководителя исключительно важна, поскольку именно он должен организовывать бизнес и всячески продвигать его.

В этом качестве выступают генеральные директора или президенты, руководители крупных холдингов и корпораций.

Иногда компанией управляет целая группа топ-менеджеров, и роль руководителя распределяется между ними по полномочиям.

Основные функции

Традиционный подход, определяющий роль руководителя, обычно предполагает наличие у него двух главных функций. Это поиск вариантов организации бизнеса и принятие решений по его ведению, а также именно руководство должно обеспечить позиционирование компании в данном сегменте рынка.

Это, безусловно, задачи важнейшие, успешное их решение может осуществить только очень высокообразованный и талантливый специалист, у которого есть определенный опыт работы по профилю данного бизнеса.

Роль руководителя и в том, чтобы грамотно создать команду исполнителей и наладить их слаженную работу.

Традиционная логика здесь, как правило, не выигрывает, а потому топ-менеджер должен обладать неограниченным какими-либо рамками мышлением, часто пригождается именно алогизм, потому что все новое в мире родилось сугубо вне стереотипов.

Роль руководителя организации не в том, чтобы как можно больше работы взвалить на собственные плечи. У него должны быть помощники.

И очень хорошо, если среди них окажется скептик, все появляющиеся предложения раскладывающий по полочкам по критериям полезности и реализуемости.

Это только самые первые задачи, решение которых предписано в роли руководителя организации.

Все начинается с подбора специалистов в команду единомышленников, которые будут отвечать всем параметрам, перечисленным в данном комплексе требований.

Однако с течением времени все традиционные взгляды подвергаются корректировке, поскольку меняются условия, в которых приходится работать – буквально все, от политических до климатических.

Как показала практика, человек с традиционным подходом к роли руководителей управления в бизнесе сегодняшнего дня не преуспеет.

Казалось бы, вторая задача из основных менее творческая, но она неизмеримо более важная, требующая серьезнейшего внимания для привлечения самых лучших, наиболее высококвалифицированных специалистов.

Роль руководителя в коллективе основополагающая, он должен обеспечивать устойчивое функционирование всей компании, чтобы не потерять место в выбранной компанией рыночной нише. У главы команды всегда выработана перспектива развития бизнеса.

Примерно так действуют математики, у которых есть необходимое условие (первая задача) и достаточное условие (вторая задача).

Цель математиков будет достигнута, если в формуле есть и достаточные, и необходимые условия в совокупности. Так и в бизнесе требуется выполнение обеих задач. Нужна особая система ролей руководителя.

Он контролирует уровень показателей финансовых и экономических в приемлемых значениях, иначе бизнес не будет успешен.

Руководитель отлаживает систему менеджмента, контролирующую качество продукции, определяет соотношение ее по цене и качеству, налаживает наиболее эффективные системы снабжения – и материального, и технического, а также занимается бюджетированием и управляет персоналом.

Именно роль руководителя в становлении коллектива является основополагающей. Именно под его руководством составляются и выполняются программы стратегического и оперативного планирования. Даже за развитие социального блока в первую очередь отвечает руководитель.

Все его стороны ответственности даже трудно перечислить.

Функциональная система управления

Все охватить не сможет даже самый продвинутый, самый талантливый и самый трудоспособный руководитель, а потому рано или поздно он начнет перекладывать те или иные части роли руководителя в развитии бизнеса на своих помощников.

Так появляются функциональные подразделения, а структура управления становится функциональной. Недостатков у нее предостаточно, поскольку такая система используется так давно, что уже много времени считается устаревшей.

Роль и функции руководителя в настоящее время претерпели значительные изменения.

Функциональный подход существовал не только в СССР, до 80-х годов двадцатого века это было базовой методологией и во всем остальном мире.

Просто потом появились разнообразные по своей полезности и ставшие необходимостью технические программные средства.

Тогда и сформировались другие, куда более совершенные подходы к управленческой деятельности. Организационные роли руководителя перестали быть спонтанными.

Ранее объект управления не был целостным, поскольку все его функции были разделены, структурные подразделения взаимодействовали слабо, а это приводит к монополизму и преследованию собственных интересов. Роль руководителя в конфликте была скорее судейской.

Полномочия между структурными подразделениями разделить с достаточной четкостью было невозможно, ответственность – тоже.

И по вертикали, и по горизонтали информационная проницаемость была плохой, а это обозначает низкую оперативность и сильно влияет на качество решений, которые принимают менеджеры.

Опасности функционального подхода

Когда создаются специализированные функциональные звенья организации для решения целого комплекса задач (вторая часть роли и функций руководителя), стремительно увеличивается численность персонала, но вместе с тем резко падает уровень управляемости компанией. Это очень вязкая модель управления, с утратой способности быстрого реагирования на любое изменение, касающееся инноваций и конъюнктуры рынка.

А если назреет особо сложная ситуация, недостатки функциональной системы управления станут видны особо отчетливо. Теряется нить управления, а, собственно, функциональный менеджмент становится ситуационным.

И тут спасти положение могут только личностные характеристики руководителя с субъективными критериями правильности тех решений, которые он принимает. И в таком случае социальные роли руководителя уходят на второй, а то и на третий план.

Чаще всего принимаемые решения отличаются жесткостью, но и результат не заставляет себя ждать.

Выходом из таких ситуаций является приобретение разнообразных по назначению информационных систем.

Центральными по действенности считаются системы управления ресурсами (ERP-системы), а самые продвинутые в России и за рубежом программные продукты Microsoft, Oracle, SAP AG дополняются системами On Line Analytical Processing, которые предназначены для обработки информации и анализа в реальном времени прямо на рабочих местах тех, кто эти системы использует. Это, конечно, недешево для компании, поскольку и сами программные продукты дороги, и требуют обучения персонала и привлечения высококлассных специалистов для установки их и обеспечения работы.

Если внутри структуры компании созданы плохо организующиеся разнородные локальные системы информации, ориентирующиеся на функциональный менеджмент, затраты по приобретению программного обеспечения окуплены не будут.

И здесь чрезвычайно важна роль руководителя в формировании коллектива, в постановке задач, которые коллектив в силах освоить и решить. Только волевым усилием можно объединить локальные системы в одну систему управления, чтобы из “лоскутного одеяла” получилось цельное полотно.

Хаос невозможно информатизировать или автоматизировать. Здесь весь набор программных средств помочь не сможет.

Переход к процессной структуре

Поскольку функциональный метод управления свои возможности исчерпал, в мировой практике на смену ему приходит методология, зафиксированная в системах всеобщего управления потоками работ, качеством их и в международных стандартах качественного управления (Total Quality Management, Work Flow Management System, серии ИСО). Остановиться подробно на самой сути такой системы менеджмента нет возможности, поскольку это крайне объемная информация, но возможности роли руководителя, открывающиеся при переходе, вполне можно рассмотреть.

На начальном этапе выделены крупные группы процессов (бизнес-процессы).

Это обеспечение в материально-техническом плане, процесс жизненного цикла продукции, деятельность в финансово-экономической сфере, инновации и маркетинг, а также управление персоналом, это учет, документооборот, нормативное обеспечение и контроль. Сюда же входит и социальный блок бизнес-процесса.

Это только основные группы, их может быть значительно больше – до десяти, и по каждому блоку должен быть назначен собственный руководитель, единолично несущий ответственность относительно организации и результатов процесса, находящегося под его началом.

Этапы реализации бизнес-процессов должны обеспечивать специальные функциональные подразделения, все сотрудники которых подчиняются своему руководителю и руководителю процесса, который и осуществляет контакт с заказчиком всего проекта, а подчиняется непосредственно топ-менеджеру – первому лицу всей компании.

Управляющий или производственник

Каким должен быть руководитель, спорят горячо и давно. К общему знаменателю так и не пришли.

Кто руководит эффективнее – человек, которого научили управлять, или тот, кто самостоятельно прошел все уровни производства? В современном обществе произошли и происходят многие культурные, социальные и экономические изменения, роль руководителя теперь требует особенных личностных качеств.

Прежде всего, это новое мышление, профессиональная культура и соответствующая специальная подготовка. Руководитель должен быть в состоянии применять новейшие достижения науки в управлении, чтобы осваивать разнообразие конкретных условий и ситуаций. Здесь системный метод необходимо дополнять ситуационным.

Единственно верного способа управления коллективом и бизнес-процессом не существует, самый эффективный тот, который наиболее соответствует сложившейся ситуации.

Стиль поведения и новое мышление руководителям необходимы, чтобы понимать изменения, которые происходят в общественной жизни, примеряться к ситуациям и мгновенно вырабатывать правильную стратегию действий.

Такое мышление нельзя сформировать пробами и ошибками, руководить нужно учиться профессионально, приобретая определенную управленческую специализацию среди вводимых и уже существующих специальностей.

Мотивация достижения

Руководитель новой формации должен овладеть в первую очередь экономическими, социальными, психологическими методами управления, оставив навсегда отработавшие свое административные методы. Проявляется новое мышление в зависимости от мотивации. С мотивацией достижения успех в бизнесе становится значительно ближе.

Это случается, когда менеджер стремится достигнутый уровень превзойти, поднять эффективность организации работ на новый уровень. Своего рода соревнование, и не только с другими, но и с самим собой.

Мотивация достижения – тенденция улучшения результатов, когда успех любой значимости бывает отмечен и немедленно поставлена новая цель.

Уровень притязаний постоянно растет. В крайнем случае (при неудачах) он остается на месте. Активность при мотивации достижения всегда высока, проявляются такие личные качества, как склонность к риску, самостоятельность действий, высокая ответственность.

Руководители с такой личностной характеристикой уверены в собственных возможностях, в неминуемом успехе, а также в абсолютной правильности действий, которые предпринимают. Самооценка у них очень высока, а при успехе еще более повышается.

Это высокий уровень мотивации достижения.

На среднем уровне для руководителей предпочтительны четко поставленные и обязательно достижимые цели. Они делают свою работу так, как привыкли, не стараясь ее улучшить. Сильного увлечения своей работой у таких руководителей нет, они и неудачи переносят значительно спокойнее, и небольшим успехом вполне довольны.

Если мотивация достижения на низком уровне, руководители более стараются не попасть впросак, чем достигать вершин. Им несвойственно ни одно из качеств современного руководителя: нет ни малейшей самостоятельности в принятии решений, они скорее последуют совету помощников.

Руководить им не нравится, это слишком сложно, они и избегают любого рода “резких движений”, а потому и качественные прорывы им не по плечу.

Когда руководитель и сотрудники – партнеры

У каждого руководителя есть обязанности, а среди них – порученные полномочия. Во-первых, он должен строжайшим образом соблюдать законы. Методы руководства должны быть своевременными и соответствовать обстановке. Организовывать труд работников руководитель должен грамотно, совершенствуя управление каждым подразделением и организацией в целом.

В ведении руководителя находится рациональное обеспечение и использование ресурсов, которыми располагает организация, привлечение инвестиций, заключение договоров.

У подчиненных воспитываются деловые качества, и их рост практически полностью зависит от грамотного руководства.

Подчиненные обязательно привлекаются к элементам самоуправления, причем мнения сотрудников и их предложения необходимо учитывать, особенно когда они касаются разработки решений и их принятия.

Руководитель – пример для подражания

Руководитель должен подавать подчиненным положительный пример, образцово выполняя служебный долг, а также пример достойного поведения. Именно глава компании принимает окончательные решения по главным направлениям деятельности, издает приказы и прочие акты. Действует руководитель от имени своей компании и представляет ее во всех внешних организациях.

Распоряжается имуществом соответственно законодательству, открывает счета в банках – как расчетные, так и другие. Принимает на работу и увольняет сотрудников в пределах штата, поощряет лучших и налагает взыскания и тому подобное. Все возлагаемые на руководителя обязанности перечислить очень сложно.

Источник: http://fb.ru/article/447059/rol-rukovoditelya-v-organizatsii

Роль руководителя в управлении организацией, Менеджмент – Реферат

Роль руководителя в системе управления организацией

Введение 2

Личность руководителя как фактор эффективности работы предприятия 3

Ролевое поведение 8

Факторы, влияющие на формирование микроклимата в трудовом коллективе 10

Заключение 13

Список литературы 14

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

  • 1.описать личность руководителя, как фактор эффективности работы;
  • 2.охарактеризовать объективные и субъективные факторы формирования социально-психологического климата в трудовом коллективе;

Личность руководителя как фактор эффективности работы предприятия

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в администрации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др.

И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

Руководитель — это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

С возникновением понятий «руководитель», «руководство» появилось множество их определений, теорий руководства и лидерства. Эти вопросы были рассмотрены нами выше в контексте психологического анализа управленческой деятельности. В этом разделе рассмотрим основные аспекты влияния руководителя на эффективность работы группы.

Влияние руководителя на сотрудников имеет своей целью побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало бы как требованиям организации, так и собственным представлениям.

Известны два способа воздействия на сотрудников: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы).

В первом случае возникает ситуация, когда невыполнение необходимых действий приводит к наказанию. Такая формула отношений между руководителем и подчиненным называется принуждением, т. е.

в этом случае цели руководителя непосредственно не связаны с интересами исполнителей, а иногда могут и противоречить им.

 В другом случае складывается ситуация, когда за выполнение необходимых действий поощряют, оказывают влияние на потребности и мотивы сотрудников.

Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на личном авторитете, т. е. имеет две составляющие: формального руководителя и неформального лидера.

Оптимальным является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личным статусом. Выше мы рассматривали признаки, по которым в теории управления различаются руководители и лидеры.

Это различие связано с тем, что в любой организационной структуре имеются два типа отношений между людьми: формальные (должностные) и неформальные (эмоционально-психологические).

Лидером никогда нельзя стать, если члены группы не воспримут конкретное лицо как лидера. Руководителя же нередко назначают на должность независимо от того, воспринимают его подчиненные таковым или нет.

Как руководство, так и лидерство являются способами организации и управления деятельностью людей только в одном случае — это управление в области официальных должностных отношений, в другом — в области неофициальных межличностных отношений.

Как для руководства, так и для лидерства характерна определенная субординация отношений, только в первом случае она выступает очень четко и закреплена должностными инструкциями, а в другом — ее присутствие менее заметно и проявляется в форме традиций, привычек.

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Если руководитель завоевывает авторитет и становится лидером группы, то его приказания выполняются не из страха перед наказанием, а из веры в его компетентность, талантливость.

Он воспринимается членами группы как «один из нас», как «лучший из нас». Управляющий как руководитель на основе данных ему полномочий распределяет обязанности, осуществляет контроль, учет, поощрения, наказания.

Управляющий как лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств. Если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер — как «сердце группы».

Руководитель-лидер должен объединять в себе эти качества, т. е. быть одновременно мозгом и сердцем группы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.