Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

Меегерен ван Хан

Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

Хан ван Меегерен, который уже посмертно приобрел славу великого фальсификатора картин, родился в 1889 году. Мальчик с детства интересовался искусством и любил рисовать. Его отец, Хенрик, который работал учителем истории, не одобрял увлечения сына и считал его несерьезным. Чтобы выбить из головы мальчика мысль о собственном таланте, он даже заставлял его многократно писать.

Образование в юные годы

Тем не менее юный Хан не отказался от своего увлечения. Большую роль в его дальнейшем развитии сыграл учитель рисования. Именно от него мальчик узнал о гениальном художнике Яне Вермеере.

Скорее всего, от него же он перенял негативное отношение к произведениям современных художников, особенно к такому направлению, как импрессионизм. Ван Меегерен особенно любил рисовать животных.

Его «Олень», написанный акварелью, до сих пор приводится в учебниках по рисованию.

Отец, не разделявший любви сына к искусству, все же после окончания школы отдал его учиться на архитектора в университет. В этой области ван Меегерен достиг довольно больших успехов. Например, он создал оригинальный проект, по которому построили здание клуба. Он до сих пор ценится как архитектурный памятник. За свои достижения Хан получил награду в виде золотой медали.

Несмотря на такие успехи, архитектором наш герой не стал. Он не окончил университет и, бросив его, поступил в Королевскую академию искусств. По окончании учебы Хан стал работать помощником учителя рисования.

Попытки заработать на жизнь

Начинающий художник женился, еще будучи студентом. Вскоре у пары уже было двое детей. Содержать семью было довольно трудно.

Чтобы подработать, Хан рисовал плакаты и открытки, а также картины в стиле старых мастеров, в частности Рембрандта. Его произведения успешно продавались. Однако семейная жизнь художника не сложилась.

С женой Анной у них были натянутые отношения, и в 1923 году они развелись. Хан начал пить.

Тем не менее талант художника не остался незамеченным голландскими критиками. Но нашего героя интересовало не столько признание, сколько деньги. Он рисовал исключительно ради заработка.

С этой целью мастер не раз объездил европейские страны и писал там портреты. Особенно ему нравилось работать на французском Лазурном берегу, где гуляли богатые путешественники из США и Англии.

Так как ван Меегерен умело копировал технику известных художников XVII века, он пользовался большим признанием.

Оскорбительное замечание и ответная реакция

Как говорилось выше, современных мастеров и их картины наш герой не любил. Он считал их непрофессиональными и был уверен, что вскоре они уйдут в прошлое. Однако любовь многих людей к Ван Гогу не угасала, а вот его самого – несомненно талантливого мастера, считали всего лишь имитатором. Критики говорили, что он лишен оригинальности, хотя и обладает неким дарованием.

Подобные отзывы очень сердили Хана. В ответ он написал ряд статей, в которых выразил свое возмущение нелестной критикой.

Возможно, именно тогда ему в голову и пришла мысль доказать всем, что он настоящий мастер, и написать свою картину.

Чтобы попрактиковаться, ван Меегерен отправился во Францию и принялся за копирование техники мастеров XVII века, таких как Питер ван Хох, Франс Халс и, конечно же, его любимый Ян Вермеер.

Копируя стиль и технику этих художников, наш герой убедился в своих способностях и отточил навыки. В его голове родилась мысль написать картину «под Вермеера», выгодно ее продать, а затем раскрыть правду и посмеяться над критиками и экспертами.

На пути к осуществлению замысла

Выбор на Яна Вермеера пал не только по причине личных предпочтений. Этот художник славился своим талантом и стоял в одном ряду с такими великими мастерами, как Халс и Рембрандт. Работ его кисти было не так много – только 35. Примечательно, что среди них не встречалось ни одной с религиозным сюжетом. Этим пробелом и решил воспользоваться имитатор.

Написать картину в чужой манере, чтобы ее приняли за подлинник, – задача не из легких. Все же нашим героем двигали жажда мести, желание доказать, что у него есть талант, а также цель заработать. Хорошо попрактиковавшись на копировании чужих полотен и изучив все нюансы техник, Ханс принялся за изготовление собственной картины.

Для этого он снял дом в деревне, где и устроил мастерскую. Чтобы работа выглядела оригинальной, мастер купил старые холсты XVII века, приготовил по особому древнему рецепту краски и начал творить. Работал он исключительно кистями из барсучьей шерсти, ведь именно их использовал Вермеер. Ван Меегерен в подражание великому художнику даже выбрал подходящую цветовую гамму.

Однако одно дело написать картину, и совсем другое – сделать так, чтобы она выглядела по-настоящему старинной. Масляные краски затвердевают естественным образом на протяжении многих лет. Чтобы ускорить этот процесс, фальсификатор отправил полотно в горячую печь.

Еще одной задачей было создание кракелюр – мелких трещинок, которыми со временем покрываются древние картины. В эту сетку также попадают частички пыли, по которым можно вычислить возраст картины.

Все эти проблемы были решены путем использования фенолформальдегидной смолы, сушки при высокой температуре и скручивания полотна в трубку. Трещинки были искусно заполнены тушью.

Вся работа заняла около 7 месяцев. И вот свет увидела картина по библейскому сюжету под названием «Христос в Эммаусе». На ней были изображены Иисус и его ученики.

Подобная картина уже существовала, только принадлежала она кисти Микеланджело Караваджо.

Известно, что Ян Вермеер учился у итальянских мастеров, поэтому то, что он решил изобразить Христа с учениками за столом, не должно было вызвать удивления.

В общем, Ван Меегерен считал, что труд удался. В углу полотна он поставил подпись Вермеера, скопировав ее достаточно правдоподобно. Осталось представить картину миру и убедить всех, что это подлинник великого художника.

Фальсификация удалась

Особый день настал в сентябре 1937 года. Еще до этого наш фальсификатор придумал интересную историю, как именно у него оказалась неизвестная ранее картина Вермеера.

Шедевр принадлежал одной голландской семье, проживавшей в Италии. Они якобы подверглись фашистским репрессиям, и для переезда в Америку им нужно было достаточно денег. Так голландцы продали картину нашему герою.

Он тайно вывез ее из страны с риском для себя. Казалось, сказка была вполне складной.

И вот художник показывает ценность члену Парламента Жерарду Буну и просит его передать ее известному историку живописи Абрахаму Бредиусу, который как раз специализируется на творчестве Вермеера.

План был удачно осуществлен и сработал! Специалист после детального исследования произведения признал его оригиналом. Он очень восторженно отзывался о нем в своей газетной статье и даже назвал картину самым великим творением Яна Делфтского. Сам же Хан де Меегерен, а также его посредник неплохо заработали.

Первый получил 340 000 гульденов, а второй – 210 000. Так подделка оказалась в музее и заняла там почетное место.

Для фальсификатора это была большая победа. Его творение красовалось среди экспонатов музея и приняло участие в исторической выставке. Помните, что изначально он намеревался посмеяться над критиками и экспертами и сам разоблачить собственный обман? Однако заработок так вскружил ему голову, что… фальсификатор принялся за изготовление нового шедевра «под Вермеера».

Деньги и тайная слава

Следующие 5 лет жизни были потрачены на то, чтобы создать еще 5 подделок. Все они основывались на библейских сюжетах. Художник имитировал и других известных мастеров. Эти работы принесли ему немалую прибыль.

В то время он был женат во второй раз, и чета купалась в роскоши. Однако вскоре они развелись. Вместе с деньгами ловкий обманщик также полюбил разгульную жизнь. Он нередко напивался, увлекался морфием и женщинами.

К 1946 году он дал интервью и сам признался, что является владельцем 67 домов по всей стране. Денег было настолько много, что наш герой не знал, куда и как их тратить. Он устроил десятки тайников в садах, под полами домов и в вентиляции. Образ жизни не самым лучшим образом сказался на памяти мужчины, поэтому нередко он забывал, где именно спрятал гульдены.

Одним из нашумевших позже дел была история с картиной «Христос и грешница», написанная якобы рукой того же Вермеера. Как известно, великим ценителем искусства был нацист Герман Геринг. Именно он и стал обладателем полотна. Сделка была тайной, и за нее мастер получил солидную сумму.

Но не все было так гладко. В 1945 году над фашистской Германией была одержана победа. Тут-то наш герой и оказался в незавидном положении. В коллекции Геринга были обнаружены ценная картина, и ее продавца довольно быстро обнаружили. Хан ван Меегерен был обвинен в расхищении национального имущества Голландии и сотрудничестве с врагом. За такое преступление ему грозила тюрьма.

Доказательство вины или невиновности?

Художник-фальсификатор был в полной растерянности. Что делать: признаться, что картина – подделка и получить срок за мошенничество или молчать и отсидеть за пособничество фашистам? Пока он пребывал в раздумьях, его арестовали.

Интересно, что вместе с деньгами, заплаченными непосредственно мастеру, 200 картин-подлинников, ранее вывезенные оккупантами, были возвращены на родину.

Этот факт ван Меереген привел в свое оправдание, однако он не возымел желаемого действия.

Итак, пришлось все-таки сидеть в тюрьме. Через несколько недель мошенник все же решает раскрыть правду, что «вермеер» не настоящий и его нарисовал он. Как и следовало ожидать, ему никто не поверил.

Однако один из следователей предложил решить вопрос следующим образом: пусть мастер повторит свою работу и докажет свое утверждение. На это возмущенный махинатор заявляет, что копирование чужого труда не говорит о наличии таланта.

Взамен он предлагает создать новый шедевр – на глазах всех желающих.

Предложение было принято: на протяжении полутора месяцев Хан, находясь в заключении, творит под наблюдением свидетелей. Так рождается его картина «Молодой Христос в храме среди учителей», написанная точно в стиле Яна Делфтского.

«Христос и грешница» еще раз подвергается тщательнейшему исследованию со стороны химиков и искусствоведов и обнаруживается, что это подделка. Итак, вина (или невиновность) Меегерена доказана, и зимой 1946 года он выходит из тюрьмы. С него снимаются обвинения в сотрудничестве с врагами.

Наряду с этим к художнику приходит слава за то, что он сумел обмануть Геринга. Когда об этом узнал рейхсмаршал (а на то время он ожидал трибунала), он пришел в бешенство.

Новый приговор

Пришел час настоящих славы и триумфа. Однако они длились недолго, поскольку теперь художника ожидало новое обвинение. Стало известно, что и другие «вермееры» являются подделками, а это уже крупное мошенничество.

В 1947 году над нашим героем начался суд. Искусствоведы не желали согласиться с тем, что известные всем картины не настоящие. Сам обвиняемый яро доказывал свою причастность к этим полотнам, то есть свое авторство.

Разрешить споры помогла химическая экспертиза. Она обнаружила присутствие в смеси красок альбертола – той самой смолы, которую использовал мастер для искусственного состаривания своих работ.

А рентген показал, что кракелюры недостаточно глубокие для своего мнимого возраста. В ноябре того года Хан был признан виновным.

В качестве наказания за финансовое мошенничество он должен был отсидеть в тюрьме один год.

Он изъявил желание работать, находясь в заключении, и попросил предоставить ему бумагу и карандаши. Но исполнить это желание не получилось, и оно невольно оказалось последним. Состояние здоровья «преступника» на тот момент оставляло желать лучшего. Сказались многолетние попойки и употребление наркотиков. Итак, в 58-летнем возрасте Хан ван Меегерен скончался: подвело сердце.

После вынесения приговора имитатор чувствовал и триумф, и поражение одновременно. Он был признан великим фальсификатором, однако в чужих глазах так и не стал созидательным художником. Правда, наш герой гордился тем, что отомстил своим недоброжелателям.

Сегодня «вермееры» Меегерена хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях. Личные вещи художника после его смерти были распроданы на аукционе. Мастер стал известен именно как фальсификатор, а его афера легла в основу нескольких приключенческих романов.

Источник: https://proafery.ru/fakers/m/van-meegeren-khan.html

7 самых богатых и удачливых фальсификаторов в мире искусства (9 фото + видео)

Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

14 марта 2016 nlo-mir Человек

Пей-Шен Цянь и другие самые богатые фальсификаторы в мире искусства

Пабло Пикассо любил повторять: «Хорошие художники – делают копии, а великие – подделки».

Вторя ему, известный британский коллекционер Чарльз Колтон отмечал, что «имитация является самой искренней формой лести».

Если такие афоризмы воспринимать буквально, то ремесло фальсификации имеет своих безусловных гениев. В нашем обзоре речь пойдёт о самых удачливых и богатых фальсификаторах в мире искусства

1. Хан ван Меегерен

Фальсификатор Хан ван Меегерен

Голландский художник Ян Вермеер, как и многие коллеги по цеху, был непопулярен при жизни и никогда не жил в достатке. После смерти он оставил своей жене лишь долги, детей и непроданные картины. Но на его творческом наследие смогли сделать огромные деньги другие люди — опосредованно причастные к живописи, зато хорошо разбирающиеся в торговле.

В толпу ценителей и торговцев затесался голландский фальсификатор Хан ван Меегерен, который с 1930 по 1948 год, водил за нос историков искусства и дилеров аукционных домов, заставляя верить в то, что они приобретают 300-летние работы Вермеера. По факту полотнам не было и трёх месяцев.

Хан ван Меегерен на своих арт-афёрах сумел сколотить капитал в $ 30 млн.

2. Пей-Шен Цянь

Фальсификатор Пей-Шен Цянь

Пей-Шен Цянь был осужден городским судом Нью -Йорка как организатор мошеннической схемы, в которой были задействованы два недобросовестных испанских арт-дилеров и 5 подставных фирм.

Пей-Шен Цянь продавал подделки картин Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга. Завладев $ 33 млн 75-летний китайско-американский художник скрылся в Поднебесной.

В силу особенностей национального законодательства невыездной фальсификатор до конца своих дней может рисовать в своё удовольствие.

3. Вольфганг Бельтракки

Фальсификатор Вольфганг Бельтракки

Бельтракки не подделывал картины, он копировал технику и создавал «утерянные полотна». Работая с воспоминаниями современников и биографиями знаменитостей, мошенние получал необходимую информацию и создавал легенду будущей подделки.

Впрочем, подделкой в чистом виде эти полотна и не назовешь. Ведь подлинника не существовало никогда.

Подпись «под своими работами», правда, рукой Вольвгана Бельтракки поставили Макс Эрнст, Андре Дерен, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк и еще 12 не менее известных авторов.

4. Вильям Дж. Тойе

Фальсификатор Вильям Дж. Тойе

Не все фальсификаторы пытаются подражать европейским мастерам. Хотя Уильям Дж. Тойе, художник из Нового Орлеана, начал с имитации таких мастеров как Дега, Моне, Гоген и Ренуар.

Он стал самым известным благодаря ряду мошеннических сделок, связанных продажей копий произведений афроамериканского народного художника Клементины Хантер. Хантер практиковала прямые продажи так как в Луизиане. Именно этим фактом Уильям Дж.

Тойе объяснял «гаражно-расспродажное» происхождение картин.

Художница Клементина Хантер

Точку в этой истории поставило ФБР: $ 426 393 – выплата обманутым покупателям и два года исправительных работ. Видимо тюрьма и долги окончательно испортили и без того скверный характер фальсификатора. По сей день Уильям Дж. Тойе утверждает, что картины г-жи Клементины хороши лишь для стрельбы по ним.

5. Элмир де Хори

Фальсификатор Элмир де Хори

Венгерский художник Элмир де Хори был заключен в тюрьму за политическое инакомыслие на Родине, после он сидел в немецком лагере как гей, в тюрьме Мехико — как убийца, в Испании — за гомосексуализм и общение в преступной среде. Франция потребовала экстрадиции Хори для нового судебного процесса, обвинив его в подделке полотен известных мастеров. Хори утверждал, что никогда не подписывал свои копии, а посему он не фальсификатор.

Мошенником Хори так и не стал, а смертельная доза снотворного поставила точку в его биографии. Полного списка подделок Элмир де Хори не оставил и остается лишь догадываться о том сколько мнимых произведений Пабло Пикассо и Анри Матисса до Альфреда Сислея и Анри де Тулуз-Лотрека пылится в часных коллекциях и музеях.

6. Роберт Дриссен

Фальсификатор Роберт Дриссен

Голландский художник Роберт Дриссен является самым успешным фальсификатором .

Продав более 1000 подделок скульптора Альберто Джакометти на сумму более чем $ 10 млн, он расстворился в Юго-Восточном направлении.

Немецкие подельники фальсификатора отбывают заслуженное наказание и получают дополнительное в виде поздравительных открыток из солнечного Таиланда. Сам Дриссен утверждает, что он «в ловушке… в раю.»

7. Джон Майат

Фальсификатор Джон Майат

Преступления Джона Майата в Скотланд-Ярде считают «самым большим мошенничеством в сфере искусства в 20-м веке».

В период с 1986 по 1994 год, английский художник Джон Майат создал более 200 фальшивок, обманывая всех от аукционного дома Сотбис и европейских музеев до обычных искусствоведов и ценителей живописи.

В 1999 году он был пойман и приговорен к году тюремного заключения. За хорошее поведение фальсификатора отпустили уже через четыре месяца. Теперь Джон Майат продает картины как Джон Майат.

{videochart}0j530.3958550951bad7cc7462fa3ac219{/videochart}

Другие статьи:

Источник: https://nlo-mir.ru/chelovek/39529-udachlivyh-falsifikatorov.html

Великий художник-фальсифікатор Хан ван Меегерен

Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

Голландець Хан ван Меегерен, що народився в кінці 19 ст., безсумнівно, був великим художником, проте в історію він увійшов як неперевершений художник-фальсифікатор.

Так склалися життєві обставини, що його талант найбільшою мірою проявився при написанні підробок картин відомого художника з Нідерландів Яна Вермеєра – майстра жанрового портрета і побутового живопису, який жив у 17 ст.

Навіть досвідчені європейські мистецтвознавці визнавали картини фальсифікатора справжніми полотнами великого Вермеєра. Причому на підробках йому вдалося заробити кілька мільйонів гульденів, які за сьогоднішнім курсом склали б 25-30 млн доларів.

Звичайно, мав заробіток для ван Меегерена чимале значення, але якщо б йому не подобався сам процес підробки старих полотен, який він постійно удосконалював, навряд чи б йому вдалося досягти таких успіхів.

Як все починалося?

Живописом майбутній фальсифікатор цікавився з дитинства, що не подобалося його батькові, який працював у школі вчителем. Тим не менш, ван Меегерен багато часу проводив у майстерні художника Кортелинга і у 18 років вступив в технічний університет міста Дельфта, щоб прослухати курс архітектури. Крім того, він відвідував заняття в Школі витончених мистецтв.

Талант ван Меегерена був помічений викладачами – за чудовий акварельний малюнок церкви Св. Лаврентія в Роттердамі його удостоєно Золотої медалі. А зображення оленя королеви Юліани можна зустріти в багатьох сучасних підручниках по малюнку. Крім того, Хан ван Меегерен розробляв варіанти обкладинок для журналу «Бойовий півень» і писав для нього статті, присвячені сучасному мистецтву.

Проблеми і пошуки себе

По закінченні 4-го курсу молодий художник одружився на якійсь Ганні де Воохт, яка народила йому дівчинку і хлопчика. Але сімейне життя не склалося, оскільки почалися матеріальні проблеми і викликані ними побутові труднощі.

Наступні картини не користувалися особливим успіхом: на виставках їх не помічали і в оглядах майже не згадували. Спроби змінити стиль, приєднавшись до символистам, не змінили ситуацію. Проблеми в сім’ї загострилися, що справа дійшла до того, що ван Меегерен став пити і в 1923 р.

розлучився з дружиною офіційно, проживши з нею 11 років.

Ван Меегерен не міг прийняти нові віяння в живописі, він обожнював картини старих майстрів, тому в нього виникла ідея їх імітації. Звичайно, для початку він вивчив біографії, творчість, манеру письма та особливості технік відомих голландських живописців 17 століття.

Перші картини-підробки так і не були продані, але технічні й стилістичні експерименти з імітацією картин лише переконали художника у власних здібностях. Незабаром він написав картину, яка стала однією з кращих підробок під Вермеєра, – «Христос в Еммаусі»: відомий у той час мистецтвознавець Бредіус визнав цю картину твором самого Яна Вермеєра.

Спочатку ван Меегерен хотів зізнатися, що це підробка, і викрити Бредиуса в некомпетентності.

Але після того, як знайшовся покупець, готовий заплатити за «оригінал» кілька мільйонів доларів (у перерахунку на нинішній курс), художник вирішив не розкривати таємницю.

Цікаво, що через рік ця картина виявилася в роттердамському музеї і набагато підвищила його відвідуваність городянами. А сам ван Меегерен зрозумів, що імітація картин старих майстрів – справа не тільки цікаве, але і вельми прибуткова.

Популярності картин Ван Меегерена, копіював полотна Яна Вермеєра та інших відомих голландських художників, сприяв і той факт, що в місцевих музеях їх картини були представлені в одиничних екземплярах. Переважно вони зберігалися в музеях великих міст і в приватних колекціях, тому культурної громадськості Нідерландів їх явно не вистачало.

Коли вищезгаданий мистецтвознавець Бредіус оголосив, що на ринку художніх виробів була виявлена картина «Дама і кавалер у спинета» кисті Яна Вермеєра, а потім в одній з приватних колекцій – «Христос в Еммаусі», голландських цінителів живопису це дуже втішило.

Зрозуміло, «виявив» ці картини сам ван Меегерен. Надалі він «виявив» у приватних колекціях ще кілька картин, в числі яких «Таємна вечеря», «Обмивання ніг», «Ісаак, благословляє Якова» та ін. Завдяки таким «знахідками», перепроданим в різні музеї, ван Меегерен став багатим і відомим у Нідерландах людиною.

Знайшли визнання і його власні полотна.

Таємниця розкрита

Викриття прийшов зовсім з несподіваного боку. У 1943 р. картина ван Меегерена «Христос і грішниця» через посередників потрапила в приватну колекцію нациста Германа Герінга, небайдужого до мистецтва.

Художник отримав за неї майже півтора мільйони гульденів – небувало високу суму, яка коли-небудь була сплачена за полотна старих майстрів! Однак він не знав, що посередник пов’язаний з нацистами, а коли дізнався, було вже пізно. У 1945 р.

, коли країну звільнили від нацистів, ван Меегерена заарештували за розпродаж національного надбання і звинуватили в державному злочині.

Він намагався довести, що фінансові операції здійснювалися без його відома, але факти свідчили про протилежне. Ван Меегерену було пред’явлено звинувачення, передбачає за законами того часу вищу міру покарання або тривале тюремне ув’язнення. Тому йому нічого не залишалося робити, як зізнатися.

Звичайно, йому ніхто не повірив. Але після обшуку, проведеного на віллі ван Меегерена за наполяганням його самого, були знайдені ескізи і здійснена справжня експертиза.

Він розповів про свої секрети старіння полотен, про те, які кошти він застосовував для створення ілюзії в’їдаються в тріщини бруду і пилу.

Крім того, він повідав, як робив спеціальні олійні фарби, на які після високотемпературної обробки не діяв жоден звичайний розчинник.

Винен чи ні?

Експерти-мистецтвознавці, назвали колись картини ван Меегерена оригіналами, стояли на роздоріжжі: визнавши картини фальшивкою, вони викрили б себе в некомпетентності, а наполягаючи на їх справжності, прирекли б невинного на незаслужене покарання.

І вони зважилися на ще один експеримент: поклали художника на 6 тижнів в орендованому для цієї мети будинку, щоб там він під наглядом експертів написав ще одну підробку. Це було його останнє полотно «Молодий Христос у храмі серед вчителів». В результаті ван Меегерен був офіційно визнаний фальсифікатором, його полотна – підробками, а він сам засуджений до року в’язниці.

Фінал

Під час судового процесу, що тривав 5 годин, зал був переповнений, а на стінах висіли його картини-підробки. Сам художник став чи не найпопулярнішою людиною в країні і майже національним героєм– адже він продав фальшивки за великі гроші не кому-небудь, а ворогам.

Ван Меегерен збирався малювати і у в’язниці, але його наміри не здійснилися – через місяць після ув’язнення він помер від обширного інфаркту. Йому було 58 років. Художник завжди мріяв про світову славу – і ця мрія збулася.

Його картини-копії зберігаються в музеях і приватних колекціях усього світу. Причому перша і найбільш вдала – «Христос в Еммаусі – так і залишилася в голландському музеї, власники якого раніше запевняють в її достовірності.

Події з життя ван Меегерена лягли в основу деяких детективних романів, а ім’я художника згадується в декількох фільмах, в тому числі у відомому «Як вкрасти мільйон». Італійський письменник Луїджі Гуарньери написав книжку «Подвійне життя Вермеєра», присвячену Ван Меегерену.

Хана ван Меегерена називають великим фальсифікатором всіх часів і народів. Однак його не можна віднести до звичайним шахраєм. Він писав картини не тільки заради грошей.

Існує думка, що таким чином він хотів помститися критикам і мистецтвознавцям, не отдававшим належне його власним полотнам, коли він був нікому не відомим ван Меегереном, і признававшим шедеврами його ж картини, які видаються їм за полотна визнаних живописців.

Источник: https://busines.in.ua/velykyj-hudozhnyk-falsyfikator-han-van-meegeren/

Хан ван Меегерен – великий голландский фальсификатор XX века

Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

один из знаменитых фальсификаторов в истории живописи.

Великий фальсификатор XX века, живописец Ханс ван Меегерен (Henricus Antonius van Meegeren) родился в 1889 году, в провинциальном городке Девентер, Нидерланды, третьим из пяти детей в небогатой учительской семье с крепкими католическими традициями.

Несмотря на несогласие и недовольство родителей, Ханс уже с детства решил стать художником, просиживая часами (в ущерб другим урокам) в мастерской своего учителя Кортелинга (Bartus Korteling), изучая искусство рисования.

На четвертом курсе технологического института женился, и, чтобы прокормить семью, начал рисовать и продавать картины. И хотя вскоре он получил некоторую известность, победив на конкурсе студентов-живописцев, однако убедился, что лучше продавать не свои работы, а чужие. Хан Антониус переключился на реставрацию полотен XVII-XVIII веков.

Через некоторое время он понял, что и реставрациями не сможет заработать много денег.

Неудача в реставрационной деятельности натолкнула Ван Меегерена на мысль, что гораздо выгоднее, нежели рисовать собственные картины или реставрировать полотна старых мастеров, это рисовать картины под именем старым мастеров. И он начал изготовлять подделки.

Особенно привлекло Меегерена творчество Вермеера Дельтфского (Johannes Vermeer), которое во многом оставалось неизвестным для искусствоведов.

Он не копировал уже существующие работы мастера, выдавая их за подлинники – авантюрист от изящных искусств Меегерен пошел гораздо дальше.

Вычистив другой старинный холст от сюжета картины, но сохранив при этом все трещинки первоначальной подмалевки, художник написал сверху новую картину, выдав ее за новое, неизвестное еще направление живописи великого Вермеера.

Одной из главных проблем всех фальсификаторов был кракелюр – сеть мелких трещин на краске картин от времени. Именно он становился зачастую главной уликой, позволявших выводить на чистую воду изготовителей фальшивок.

Дело в том, что масляная живопись сохнет очень медленно, до полного ее высыхания нужно полвека, а после высыхания на полотне появляются кракелюры.

Причем, в трещинки на живописи забивается пыль и по ней тоже определяют подлинность картины.

Ван Меегерен долго бился над разрешением проблемы как придать своим произведениям вид старинных. Но ему удалось добиться решения задачи. Он изобрел специальную масляную краску, которая затвердевала за два часа в печи так словно сушилась 50 лет, а еще он придумал как вместо вековой пыли заполнять трещинки китайской тушью.

Через семь месяцев напряженной работы Хан Антониус создал свою первую подделку под Вермеера – «Христа в Эммаусе». Меегерен сочинил целую историю, как она попала к нему. Эта картина была объявлена сенсационной находкой и признана одним из лучших и совершенных творений Вермеера Делфтского.

 «Христос в Эммаусе» принес Ван Меегерену – 340 тысяч гульденов, а подделка обрела свое место в музее среди 450 шедевров голландской живописи. Фальсификация оказалась выгодным занятием. Шел 1935 год. В том же году Меегерен написал одного Франса Хальса, одного Терборха, и еще одного Вермеера. Пришел успех, а с ним и богатство.

Художник развелся с женой, женился во второй раз.

В 1938—1939 годах Ханс ван Меегерен написал две картины выдающегося голландского художника XVII века Питера де Хоха – “Пирующая компания” и “Компания, играющая в карты”.

В 40-х годах он написал пять “Вермееров”, одна из которых – “Христос и грешница” – попала в частную коллекцию нациста Геринга.

Всего за период с 1939 по 1943 год Ван Меегерен создал тринадцать подделок.

Тучи сгустились над головой гениального авантюриста в середине 40-х годов – именно тогда его обвинили в сотрудничестве с нацистами. Последовал арест по обвинению в разграблении национального художественного фонда.

Не выдержав, Меегерен делает сенсационное признание, что именно он является автором всех картин.

После экспертизы картин, следственного эксперимента (художнику пришлось продемонстрировать свои умения под наблюдением полиции), последовал приговор – один год лишения свободы.

30 декабря 1947 года художник умер в от сердечного приступа.

На подделках картин Ханс ван Меегерен заработал около 25-30 миллионов долларов.

Источники www.peoples.ru и all-crime.ru

Хан ван Меегерен – великий голландский фальсификатор XX века обновлено: Февраль 18, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=12190

Солонеба | Фейк-арт: искусство фальши

Великий художник-фальсификатор Хан ван Меегерен

Кто бренных ценностей взалкал –
Втоптал живую душу в кал.
Себастьян Брант («Корабль дураков», 1494)

Сколько существует искусство, ровно столько его подделывают. К примеру, творческие находки жителей Древнего Египта неизбежно становились «источником вдохновения» для художников и ремесленников из соседних стран. Искусство Месопотамии активно копировалось в странах Ближнего Востока, Средней Азии и порою в Китае.

И даже могущественная Римская империя не гнушалась подделок, не только заимствовав основные каноны красоты у эллинов, но и попросту тиражируя в угоду богатым патрициям тысячи древнегреческих статуй.

Таким образом, подделывание картин, скульптур, ювелирных изделий с целью обогащения существовало с незапамятных времен. За долгие годы сформировалась своего рода бизнес-структура, в которую оказались втянуты многие: изготовители, дилеры, покупатели, страховые агентства, правоохранительные органы.

По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемых от продажи фальшивок, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок на арт-рынке.

При этом на сегодняшний день копии шедевров, будучи выявленными, не уничтожаются.

Талантливые подделки стали цениться очень высоко, их авторы нередко удостаиваются персональных выставок, а сами фальшивки продаются с аукционов за шестизначные суммы, приравниваясь к самостоятельным произведениям искусства.

В ремесленнической артели копиистов возник, можно сказать, негласный дух соперничества и конкуренции, который породил настоящих звезд среди художников-фальсификаторов.

Израиль Рухомовский

Деятельность фальсификаторов в XIX веке была активной, но особо своими масштабами не поражала. Лишь единожды дело о фальшивке по-настоящему всколыхнуло общественность – когда Лувр купил золотую тиару, якобы созданную скифскими кочевниками. На деле же тиара оказалась делом рук одесского ювелира Израиля Рухомовского.

Псевдоскифская тиара царя Сайтафарна, созданная одесским ювелиром Израилем Рухомовским

Росший в ортодоксальной еврейской семье, Изя с детства проявлял непреодолимую тягу к искусству. Он самостоятельно овладел ювелирным и граверным мастерством, некоторое время работал в лучших ювелирных мастерских Киева, а позже перебрался в Одессу.

Касательно «дела с тиарой» мастер подтвердил, что именно он создал данное украшение, не предполагая, что оно попадет в Лувр под видом античного произведения.

Чтобы французские специалисты поверили, что именно он изготовил тиару, Рухомовский приехал в Париж и на глазах у изумленных экспертов воссоздал часть драгоценного головного убора. Как потом выяснилось, в облапошивании знаменитого музея участвовали махинаторы и жулики – братья Хохманы.

Именно они придумали легенду о том, что тиара была найдена на юге России, на территории древней Ольвии. Им же, через подставных лиц, удалось «нагреть» Лувр на миллион франков.

Хан ван Меегерен

Хан ван Меегерен в зале суда в 1947 г. © Yale Joel

Начало художественной карьеры ван Меегерена было многообещающим. Еще будучи студентом, за одну из акварелей он получил золотую медаль Делфтского технического университета.

Однако первая персональная выставка художника в Гааге закончилась провалом.

Особенно издевался над его произведениями маститый искусствовед Абрахам Бредиус, слывший поклонником голландского живописца XVII века Яна Вермеера.

Хан ван Меегерен, рисующий последний «шедевр» («Молодой Христос, проповедующий в храме»), стилизованный под голландского живописца XVII века Яна Вермеера © Yale Joel

Обиженный на Бредиуса и на весь мир, ван Меегерен начал создавать картины в духе великого голландца. Первая же работа, «Христос в Эммаусе», была куплена Королевской галереей Роттердама за 500 тысяч гульденов. Воодушевленный художник принялся штамповать «Вермееров», одного из которых в 1943 году он продал неравнодушному к искусству рейхсмаршалу Герману Герингу.

Два года спустя картина «Христос и грешница» и еще четыре работы, приобретенные другими высокопоставленными немецкими чиновниками, были обнаружены в фашистских архивах. Голландские власти предъявили художнику обвинение в распродаже национального культурного достояния приспешникам Гитлера. За коллаборационизм ему грозил солидный тюремный срок.

Тогда-то и было сделано шокирующее признание, что все шедевры, которыми он почти десять лет пичкал рынок искусства, были написаны им самим. Одновременно продажа Герингу «фальшивок» объяснялась как акт патриотизма – желание просто одурачить нацистов.

Для проверки подлинности фактов копиист был на шесть недель помещен под арест в специально арендованном доме, где должен был в присутствии экспертов нарисовать еще одну картину. Так появился его последний «шедевр» – «Молодой Христос, проповедующий в храме». Ван Меегерен был осужден за подделку произведений искусства и приговорен к одному году тюремного заключения.

Месяц спустя, в возрасте 58 лет, он скончался от сердечного приступа, чему, как поговаривают, способствовало многолетнее употребление алкоголя и наркотиков.

Элмир де Хори

Элмир де Хори © Terence Spencer

Одним из самых известных аферистов в мире искусства был венгр Элмир де Хори (он же Элмир фон Хоури, он же барон Элмир Хоффман, он же Жозеф Дори, он же Жозеф Дори-Бутен). Вместе с подельником, бывшим танцором балета Фернаном Легро, ему удалось реализовать на американском рынке множество фальшивых полотен Модильяни, Пикассо, Матисса.

Картина Элмира де Хори «Регатта» (1974), стилизованная под работы французского художника, представителя фовизма Рауля Дюфи

Задачей де Хори было исключительно написание картин, а его молодой напарник взял на себя поиск богатых клиентов. При перевозке фальшивок через границу на вопрос таможенников «Что в чемодане?» Легро неизменно отвечал: «Копии». Отказываясь ему верить, сотрудники таможни приглашали экспертов, которые заключали, что работы на самом деле подлинные.

Несмотря на то что приходилось платить немалые штрафы, на руках все же оставались экспертные заключения, позволявшие продавать подделки за огромные суммы. Сам де Хори с 1961 года жил на острове Ибица, выдавая себя за богатого аристократа в изгнании. Он селился в шикарных особняках, где устраивал светские вечера, на которые приглашал всю элиту острова.

Согласно легенде, де Хори нажил себе огромное состояние на продаже произведений искусства и дружил со многими знаменитостями, включая Сальвадора Дали. Безоблачная жизнь продолжалась до того момента, пока не арестовали его главного сообщника. Фернан Легро и его любовник Реаль Лессар попались на продаже фальшивых картин модернистов техасскому нефтяному магнату.

Элмир де Хори погрузился в депрессию и в 1976 году покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу снотворного.

До этого, правда, он успел стать героем фильма «Ф как фальшивка», снятого знаменитым Орсоном Уэллсом, и главным персонажем биографической книги Клиффорда Ирвинга (который сам впоследствии попался на подделке, состряпав липовую биографию миллиардера Говарда Хьюза).

Мануэль Пухоль Баладас

Совершенно особый подлог был совершен в конце 70-х годов прошлого века. Когда великий провокатор Сальвадор Дали заболел паркинсонизмом и не мог уже держать в руках кисти, удивительным образом новые картины с его подписью продолжали появляться на выставках-продажах с завидной частотой.

Их автором был молодой испанский художник Мануэль Пухоль Баладас, которого привлекла к этой работе верная спутница Дали – Гала. С 1979 по 1981 год Баладас создал около 400 акварелей, рисунков, литографий, написал две сотни полотен маслом.

Когда все раскрылось, Дали заявил, что подделки отличные и вполне могли бы сойти за его труды в духе «магической вещественности».

Элизабет Дурак

Существуют в мире и весьма экстравагантные способы подделки. Например, раскрутка вымышленного живописца с экзотической биографией, кисти которого приписываются собственные произведения.

Этим путем пошла выпускница одной из художественных школ Австралии – Элизабет Дурак (фамилия, кстати, не псевдоним).

За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего аборигена-самоучки Эдди Бурропа.

Картина ЭЭлизабет Дурак «Тотемное смятение» (1998), написанная от имени несуществующего аборигена-самоучки Эдди Бурропа

Миссис Дурак четко уловила веяния 1970-х с их модой на этнические мотивы в живописи и популярность наивного искусства как такового. Подделка раскрылась, когда художницу попросили представить публике самого Бурропа.

Нанятый ею туземец оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием.

Суд учел смягчающие обстоятельства: ведь благодаря ее поступку во всем мире вырос интерес не только к искусству аборигенов, но и к австралийскому континенту в целом.

Петра Куяу

Если о подделках работ известных мастеров знают все, то о подделках подделок слышали немногие. Одним из лучших копиистов ХХ века считается Конрад Куяу, который подделывал картины Пикассо, Ван Гога, известных импрессионистов, но наибольшую популярность приобрел, фальсифицировав тайные дневники Гитлера.

Если бы Конрад не умер десять лет назад от рака, он бы, несомненно, испытал чувство гордости за свою внучатую племянницу Петру, которая своеобразно продолжила начатое им дело и… оказалась на скамье подсудимых. Когда ее деда признали гениальным мошенником, стоимость изготовленных им подделок поползла вверх.

Прозорливая Петра смекнула, что к чему, и оперативно занялась «клонированием» дедовой подписи на дешевых китайских копиях Каналетто, Моне и голландских мастеров. Фальшивая подпись увеличивала стоимость десятиевровых полотен в сотни раз. 51-летняя Петра Куяу на суде призналась в продаже 40 работ на общую сумму 300 тысяч евро.

Полиция узнала о мошеннице три года назад от одного из учеников Конрада Куяу, который обратил внимание на то, что за последний год в Интернете появилось очень много арт-предложений, приписываемых его учителю.

Шимпанзе Банги

Курьезный случай, произошедший в 2006 году в Германии, пошатнул распространенное убеждение в том, что талантливыми художниками в мире поддельного искусства могут быть только люди. Директор Музея искусств в немецком городе Моритцбурге фрау Катя Шнейдер допустила непростительную для знатока живописи ошибку.

Увидев картину, состоящую из нагромождения ярких мазков разноцветных красок, она уверенно предположила, что полотно принадлежит кисти известного представителя абстрактного экспрессионизма Эрнста Вильгельма Ная, лауреата премии Гуггенхайма. Каково же было удивление, когда она узнала, что сие творение – дело лап шимпанзе по имени Банги.

Сотрудники зоопарка подтвердили, что картина принадлежит кисти их 31-летней подопечной. Особую ценность ее работам придает то обстоятельство, что их очень мало. Беда не в том, что Банги мало рисует, просто плоды ее творчества безжалостно рвет ее сородич Сашо, делящий с ней клетку.

Вероятно, талант подруги-художницы вызывает в ухажере чувство ревности.

tags

Источник: http://soloneba.com/fake-art/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.